На жизненном и профессиональном пути человека периодически возникают ситуации, требующие определения дальнейшего направления своего развития. Одной из основных задач на этом пути является выбор профессии. Эта процедура, как правило, требует психологической помощи, консультирования, поддержки. Выбор профессии является, во-первых, более или менее длительным процессом ориентации в мире профессий. Во-вторых, на жизненном пути возможна неоднократная смена профессий, - именно поэтому данная ситуация характерна не только для молодежи, но и для людей в зрелом возрасте.
Основным видом психологической помощи в выборе трудовой деятельности является профессиональная ориентация - система мероприятий по ознакомлению с миром профессий и содействию в выборе профессии сообразно желаниям, склонностям и интересам человека и с учетом его способностей и возможности работать в избранной профессии. Профориентация - это научно обоснованное управление процессом сознательного самоопределения людей в целях удовлетворения их личных потребностей самореализации в труде и общественных потребностей в воспроизводстве трудовых ресурсов. Профессиональное самоопределение - это выбор профессии на основании анализа, оценки внутренних ресурсов субъекта выбора и соотнесения их с требованиями профессии и последующее формирование его как субъекта труда и профессионала.
Процесс профессионального самоопределения состоит из следующих стадий:
1) возникновение и формирование профессиональных намерений и первоначальная ориентировка в различных сферах труда;
2) профессиональное обучение как освоение выбранной профессии;
3) профессиональная адаптация - формирование индивидуального стиля деятельности и включение в систему производственных и социальных отношений;
4) самореализация в труде - выполнение или невыполнение тех ожиданий, которые связаны с профессиональным трудом.
Индивидуальная ситуация выбора профессии при всем многообразии у каждого человека имеет некоторую общую структуру, которая включает: позиции старших членов семьи, сверстников, учителей; личные профессиональные планы; способности, умения, достигнутый уровень развития как субъекта труда; уровень притязаний на общественное признание; информированность; склонность, интерес к тем или иным видам деятельности; общую активность, самооценку, уверенность в достижении успеха, уровень саморегуляции.
Профориентация предполагает наличие системы мероприятий, направленных на разработку и реализацию рекомендаций по профессиональному самоопределению. Эта система включает ряд специфических и взаимосвязанных форм профориентационной деятельности:
Психологическое изучение профессий - профессиография, психография, обоснование профессиональных требований к субъекту, классификация профессий;
Профессиональное воспитание - развитие интересов, склонностей, способностей, личностных качеств в различных видах деятельности (познавательной, коммуникативной, игровой,учебной,трудовой);
Профессиональное просвещение (профинформация) - обеспечение формирования знаний о мире профессий и условиях правильного их выбора, информирование о способах и условиях овладения профессией, пропаганда общественно значимых профессий и т. д.;
Профессиональная консультация - система психолого-педагогических и медицинских мероприятий по изучению и оценке способностей и функциональных возможностей человека с целью помощи ему в обоснованном выборе профессии;
Профессиональная адаптация - приспособление человека к профессиональным, социальным и психологическим факторам трудовой деятельности и формирование у субъекта индивидуального стиля деятельности.
Профессиональная ориентация реализует следующие личные и общественные функции:
Социальная функция - усвоение молодежью определенной системы социальных норм, ценностей и знаний, необходимых для адекватного выполнения профессиональной деятельности;
Психолого-педагогическая функция - выявление и формирование интересов, склонностей, личностных особенностей, оказание помощи молодежи в выборе профессии, наиболее соответствующей психологическим качествам конкретного субъекта, определение путей, способов и условий оптимального развития этих качеств;
Медико-физиологическая функция - выявление ограничений в состоянии здоровья для выбора конкретной профессии и коррекция профессиональных планов в соответствии с физиологическими возможностями организма;
- экономическая функция - улучшение качественного состава работников, повышение удовлетворенности трудом, снижение текучести кадров, повышение профессиональной активности работников.
· Профессиональная ориентация - система мероприятий по ознакомлению с миром профессий и содействию в выборе профессии.
Профессиональное самоопределение -выбор профессии и последующее формирование человека как
профессионала.
Наиболее активное психологическое обеспечение профориентационной работы производится на этапе профессиональной консультации. Существует несколько взаимосвязанных форм консультационной работы:
1) информационно-справочная,-предоставление сведений об условиях и каналах трудоустройства, требованиях приема на учебу и работу, возможностях освоения различных профессий, сроках подготовки и т. д.;
2) психодиагностическая - психологическое обследование и оценка соответствия индивидуальных особенностей личности требованиям отдельных профессий;
3) психокоррекционная - помощь в выборе профессии и коррекции этого выбора, рекомендации путей и методов исправления отклонений в психической сфере и поведении;
4) медицинская - оценка состояния здоровья и выявление ограничений для выбора конкретной профессии.
Проведение профконсультационной работы требует соблюдения ряда принципов при обследовании личности, основными из которых являются добровольность участия в обследовании, активность субъекта выбора профессии, комплексность подхода к обследованию субъекта (оценка личностных, познавательных, эмоционально-волевых и других качеств), индивидуальный подход, отражающий изучение психологических особенностей конкретной личности в связи с определенной специальностью, конфиденциальность диагностической информации, а также персональная ответственность психолога за процедуру и результаты обследования.
Психологическое обследование при проведении профконсультации проводится в групповом и, главным образом, индивидуальном вариантах, в форме беседы и психодиагностического обследования, с целью формирования обоснованного индивидуального профессионального плана.
Каждая профориентационная ситуация по-своему уникальна, но можно выделить наиболее часто встречающиеся ситуации:
1) оптант (человек, выбирающий профессию) хорошо ориентирован в мире профессий, выбрал себе профессию, но хочет получить подтверждение правильности своего выбора;
2) оптант имеет несколько вариантов профессионального плана и испытывает трудности с выбором, - следует выяснить степень обоснованности его планов;
3) оптант не имеет профессионального плана, но проявляет явную склонность к определенной профессии, - необходимо помочь в построении профессионального плана;
4) у оптанта нет ни профессионального плана, ни выраженных склонностей к какому-либо виду деятельности - следует провести обширную психодиагностическую работу, выяснить причины отсутствия плана, начать его формирование и т. п.
Психологическое профконсультирование предъявляет высокие требования к личности самого профконсультанта и требует от него серьезной профессиональной подготовки.
Как верно выбрать профессиональное направление, когда тебе всего 14 или 15 лет? В этом возрасте неумолимо подступает время, когда придётся выбирать ВУЗ, а многие подростки даже не представляют себе, чем конкретно хотели бы заниматься в будущем. Как понять, какая профессия подходит? На какой остановиться? Советы старшеклассникам и их родителям по правильной профессиональной ориентации – в нашей статье.
Проблема профессионального самоопределения начинает беспокоить подростков и их родителей уже в 14 или 15 лет.
«Это интересно. Ежегодные исследования показывают, что только лишь около 15% школьников уже определились с профессиональным выбором. Такое же количество учащихся вообще не думает о самоопределении. А 70% не имеют чёткого понятия о том, какую профессию всё-таки выбрать».
Выбор профессии – первая по-настоящему серьёзная задача, которую следует старшекласснику решить. И от того, насколько успешным будет решение этой проблемы, настолько же комфортно и уверенно будет чувствовать себя .
Рассмотрим причины сложностей выбора профессии :
Выделяют внешние и внутренние мотивы выбора профессии.
Внешние мотивы основаны на влиянии окружающей подростка среды, что выражается в:
Внутренние мотивы связаны с:
Мотивы, побуждающие подростка выбрать тут или иную профессию:
Многие из мотивов являются ошибочными. Например, престижность профессии - весьма относительное понятие, а для того, чтобы получать высокую зарплату, жизнь показывает, что необязательно и учиться.
В связи с трудностями профессионального самоопределения учащихся нужно уделять достаточно внимания профориентационной работе. Профессиональная ориентация в основном проводится в школе.
Как быть действительно понимающими родителями и поддержать ребёнка на пути самоопределения?
- Слушайте. Поговорите с ребёнком, какие сомнения его мучают при раздумьях о выборе будущей профессиональной деятельности. Выслушивайте его внимательно, с интересом. Расскажите, как вы определялись с профессией, как это делали ваши друзья, одноклассники.
- Помогите подростку лучше понять себя. Попросите ребёнка объяснить свой выбор, если него есть уже соображения по поводу будущего. Чаще всего старшеклассники имеют поверхностное или ошибочное представление о профессиях. Подростки склонны оценивать профессии по уровню зарплаты, а не по содержанию и по соотношению с собственными способностями. Нужно помочь старшекласснику сориентироваться в выборе будущей профессии. Даже если вы не в восторге от выбора ребёнка – не запрещайте ему развиваться в выбранном направлении. Помогите подростку правильно оценить свои возможности, осознать, будет ли ему комфортно в той или иной профессии.
- Возложите часть ответственности за выбор профессии на подростка. Конечно, родителям нужно приложить усилия, чтобы у ребёнка было светлое будущее и хорошая, конкурентоспособная профессия. Передавайте свой жизненный опыт, но не заставляйте. Пусть подросток сам размышляет и несёт ответственность за свой выбор – с вашей мудрой помощью.
- Выступайте в качестве эксперта. Делитесь информацией с ребёнком по поводу профессионального самоопределения. Предоставьте максимум информации об особенностях той или иной профессиональной деятельности. Приводите примеры из жизни.
«А знаете ли вы, что на выбор профессии может повлиять пример родственников? Когда в семье несколько поколений продолжают заниматься одной и той же профессией – это называется династией. В этом случае и ваш ребёнок может сказать: «Буду врачом, как папа и дедушка».
Смотрите видеосюжет с советами специалиста, как подростку не ошибиться в выборе профессии
Профориентацией своего ребёнка следует заняться как можно раньше. Выявить способности к конкретному виду деятельности и степень готовности к нему можно сделать с помощью психологического тестирования.
Разобраться в себе и закрепить определённые навыки помогут , в ходе которых подростки увидят свои наклонности, глубже познают себя, научатся ставить цели и находить пути их достижения.
Наши советы помогут родителям подростков правильно выбрать профессию:
- Предоставьте подростку возможность испытать себя в разных направлениях профессиональной деятельности. Хорошо, если старшеклассник не останавливается на одном занятии, а пытается попробовать и другие виды деятельности. Так он познает особенности разных профессий и о том, как достигают результатов в разных сферах.
- Знакомьте подростка с представителями разных специальностей. Так он расширит кругозор и будет лучше представлять поле деятельности разных специалистов.
- Максимально подготовьте своего ребёнка к осознанному выбору профессии. Быть готовым - значит, быть независимым и ответственным за свои мысли, суждения и поступки; действовать, руководствуясь собственным мнением; иметь идеалы; уметь самому принимать решения. Такие качества формируются при активном участии родителей.
- Не выбирайте профессию за подростка. Многие родители, навязывая профессию, делают детей несчастными в будущем. Лучше создать условия, в которых ребёнок сам сделает хороший выбор. Не критикуйте подростка, если не получается найти общего языка: лучше обратитесь к специалисту-психологу.
Уважаемые родители, развивайте готовность к профессиональной деятельности у ребёнка с детства, создавая для этого благоприятные условия, при которых он будет узнавать больше о мире профессий. Подросток лучше узнает себя и свои способности, научится отвечать за свои желания и действия, и в итоге сам сможет выбрать профессию.
Короткая заметка для особо любопытных. Как Вы наверняка понимаете, интернет-тесты никогда не дают гарантии достоверности и не претендуют на полную объективность. Точнее сказать, на пути к объективности у них стоит одно очень серьезное препятствие - это человеческая психика. Странным образом, даже искренне желая получить объективный результат, мы порой не всегда контролируем искренность самих ответов. Это совершенно нормальное явление: когда человек задумывается над ответом, в его голове проплывает множество вариантов, прежде чем он остановится на одном из них по какой-либо причине. Как раз эта причина и есть ключ к разгадке: очень часто мы интуитивно разгадываем намерение того или иного вопроса и отвечаем на него таким образом, чтобы увидеть желаемый результат. Особенно это касается профессиональной ориентации, где варианты ответов более или менее известны предсказуемы.
Вообще подобные эксперименты эффективно работают только в двух случаях: либо при условии полной непредсказуемости (что в данном случае не работает), либо при условии честного сбора фактов о самом себе. Соответственно, столкнувшись с вопросом "Организованный ли Вы человек?", вспомните о своем прошлом опыте самоорганизации и ищите ответ именно там, а не в образе будущего себя, то есть каким бы Вы хотели бы быть
. Отговорки типа "Вот когда я буду работать, то я точно буду супер-организованным!" не годятся, потому что они не отображают положения вещей в настоящее время. В противном случае, если в ответах исходить из проекта себя в будущем, Вы не узнаете того, кем Вы являетесь сейчас. Делая так, Вы задаете вопрос не "В чем я могу преуспеть?", а "Кем я хочу
стать?", причем, что Вы уже знаете ответ и только ищете ему обоснования.
Не бойтесь признаться себе в каких-то недостатках и будьте предельно честны с собой, во-первых, потому что иначе нет толку проходить тест, а во-вторых, потому что на самом деле нет чисто отрицательных черт характера, есть только склонности в сторону того или другого полюса (системность-творчество, коммуникация-независимость и т.д.), а это в свою очередь значит, что бестолковых людей попросту не существует - и это подтвердит Вам любой психолог или педагог. Есть только люди, которые делают не то, что хотят и умеют на самом деле.
Если Вы когда-либо задавались вопросами о том, что такое профориентация, как выбрать профессию, кем быть и где учиться, как избежать ошибок при выборе будущей специальности, какие виды профориентации существуют и доступны каждому человеку независимо от возраста, то этот материал даст Вам ответы на всё вышеперечисленное и даже больше. Начав с базовых понятий, Вы постепенно узнаете всю необходимую информацию в кратком виде для первых шагов в нелёгком пути выбора первой профессии или осознанного исправления ошибок молодости и получения новой специальности.
На определённом этапе жизни каждому человеку приходится принимать одно из наиболее важных решений в своей жизни: определиться со сферой образования и выбрать профессию. Как показывает практика, многие люди испытывают затруднения в выборе карьерного пути по самым разнообразным причинам. Эти причины заметно отличаются в зависимости от возраста и положения человека, но есть и присущие практически всем без исключения. Попробуем разобраться с профориентацией в России, начав с самых основ и постепенно двигаясь к стоящей у многих проблемы профориентации и выбора дальнейшей профессии.
Профессиональная ориентация (профориентация, выбор профессии, ориентация на профессию, профессиональное самоопределение) – это комплекс действий для выявления у человека склонностей и талантов к определённым видам профессиональной деятельности, а также система действий, направленных на помощь в выборе карьерного пути людям всех возрастов.
Понятие профориентации появилось в результате слияния двух слов из разных языков: латинского profession (род занятий) и французского orientation (установка).
Профориентация базируется на психологии, социологии, экономике, философии, праве и медицине.
К сожалению, в настоящий момент не ведётся какой-либо масштабной и системной работы для помощи в профессиональном самоопределении, начиная со школьников и заканчивая взрослыми людьми. И если для взрослых подобная профориентационная работа частично ведётся службами занятости населения, хотя и рассматривается больше как дополнительная услуга, то в школах профориентация школьников отдана на откуп администрации и учителям. К счастью многие понимают всю важность выбора профессии и устраивают различные мероприятия, направленные на выявление у учеников склонностей и способностей к той или иной профессии. В числе таких мероприятий можно назвать психологические тестирования, экскурсии на предприятия, уроки с презентациями профессий и многое другое.
Таким образом, в целом, процессы помощи молодому поколению с выбором профессии находятся в довольно плачевном состоянии и сильно зависят от людей на местах. Однако тот факт, что помочь определиться с профессией своему ребёнку может каждый родитель не может не радовать. Информационные ресурсы и разнообразные профориентационные тесты значительно облегчат процесс выбора и помогут принять верное решение.
Выбор профессии – это одно из самых важных решений, который зачастую определяет всю дальнейшую жизнь, и легкомысленное отношение к нему совершенно неуместно.
Перед тем, как начать выбирать интересный карьерный путь необходимо прислушаться к себе и определить наиболее важные именно для Вас критерии будущей профессии. Условно причины выбора той или иной профессии можно разделить на две группы: внешние и внутренние.
Несомненно, мы привели далеко не все причины связанные с выбором профессии. Более подробно с ними можно ознакомиться в нашем материале Основные причины выбора профессии.
В современном мире существует огромное количество профессий и с развитием общества постоянно появляются новые. Найти подходящую для себя – нелёгкая задача, подчас требующая умения разобраться в себе: знать свои слабые и сильные стороны, адекватно оценивать физические и умственные возможности, быть готовым постоянно учиться и усваивать большие объемы знаний.
Наиболее успешен в своей карьере тот человек, который с радостью ходит на работу как на праздник, а это возможно только при грамотно проведённой профориентационной работе. В лучшем случае такая работа продолжается на протяжении всей жизни человека, начиная с детского сада и школы и продолжаясь на рабочем месте. В разном возрасте профориентация решает различающиеся проблемы: в школе это вопрос выбора профессии, а в организации может быть адаптацией к процессу труда.
В России значительно ослабли позиции значимости трудового воспитания подрастающего поколения. Свою роль в этом процессе сыграли как средства массовой информации, формирующие преимущественно потребительское отношение к жизни, так и значительное разделение престижности профессий, пусть и не всегда совпадающее с действительностью. Молодежь мечтает о возможности сделать лёгкую и быструю карьеру в экономической или юридической сферах, в то время как наука, работа руками и сельское хозяйство часто воспринимается как работа для неудачников. Однако грамотный специалист на крупном предприятии может получать значительно большую зарплату, чем очередной экономист в офисе.
Заметно увеличилось и количество людей работающих не по полученной специальности, особенно сильно эта тенденция прослеживается среди выпускников высших учебных заведений. Таким образом, рынок труда за счёт государственных средств, ушедших на образование студента, насыщается бесполезными специалистами.
Эти и другие проблемы может решить грамотно и вовремя проводимая профориентация, начиная с детского сада и на протяжении всего времени обучения в школе и средне-специальных или высших учебных заведениях.
Профориентационная работа включает в себя диагностическую, организационную, информационную и профилактическую функции.
Более подробный разбор ошибок и методов их преодоления в отдельном материале — .
Существует 4 основных направления профориентационной работы. Все они по-своему важны и для эффективной работы обычно используются комплексно.
Кроме общих направлений стоит выделить и отметить частные виды профориентационной работы и предоставления услуг:
Владея всей вышеперечисленной информацией, для Вас не составит труда не попасться на удочку шарлатанов, которые, расплодившись в большом количестве, предлагают пройти якобы бесплатные профориентационные тесты в интернете, внезапно требуя оплату для получения результатов, а начать осознанный, самостоятельно выбранный, путь к профессии своей мечты.
Если же вопросы ещё остались или хочется узнать более подробную информацию по той или иной тематике, то этот сайт сделан специально для помощи Вам. Здесь Вы найдёте большое количество новостей и материалов, раскрывающих все аспекты выбора профессии, подготовки к ЕГЭ и ГИА, а также возможность пройти тесты на профориентацию онлайн. Все наши тесты совершенно бесплатны и результат доступен сразу же после прохождения.
Искренне и от всей души желаем Вам решить все вопросы на тему «Кем стать?» и выбрать профессию по душе.
(в помощь выбирающему профессию)
Выбор профессии, работы, обеспечивающей профессиональный рост и материальный достаток, общественное признание – одна из важнейших забот и проблем каждого человека. Но решается она нередко на уровне интуиции, а то и под влиянием настроения, поверхностных впечатлений, родительской прихоти, путем проб и ошибок.
Негативные последствия ошибок в выборе профессии зачастую не учитываются и не просчитываются. Приведем мнение известного публициста: «Взяв дело не по способностям, заняв не свое место, трудно, а может быть и невозможно быть честным человеком вообще». Все верно. Бездарный работник, как правило, самоуверен, предрасположен ко лжи, лени, зависти, лести, а порой и к вымогательству. Тем самым он пытается заполнить пустоту души и стать хоть сколько-нибудь значимым, весомым.
Французский мыслитель Сен-Симон писал, что причиной почти всех неурядиц в обществе становятся «неудавшиеся призвания, насилие над склонностями, навязанные профессии и проистекающие отсюда неудовольствия и злобные страсти». Сказанное справедливо не только по отношению к «высоким» интеллектуальным, но и к рядовым профессиям. Бездарный политик, военачальник, менеджер, юрист, врач – подлинное бедствие. Но немало неприятностей и ущерба от неумелого сантехника, телемастера, токаря и пекаря, у которых руки и голова явно не подходят для выполняемой работы. Халтура и брак не только экономически, но и нравственно обедняют общество.
Между тем, по обобщенным данным, 20–30 % работников в различных сферах деятельности находятся «не на своем месте», о чем свидетельствуют невыполнение норм выработки, должностных инструкций, чрезмерное утомление, чреватое серьезными недугами. А 70–80 % рабочих и специалистов не удовлетворены выбранной профессией по указанным и другим причинам. Чем сложнее, ответственнее работа, тем больше подобных случаев.
Проблема выбора профессии имеет объективные истоки и основания. Каковы они? Между людьми, как и между профессиями, существуют устойчивые различия. Скорость реакции, осознания информации и принятия решений в большой группе людей значительно разнятся; выявлены также порядка 1120 вариаций темперамента и характера. Определенное сочетание тех или иных особенностей человека явно или неявно тяготеет к конкретным группам профессий.
У каждой профессии (а их десятки тысяч) свои требования к человеку, свой нрав, свой расчет. Как говорится, мы выбираем и нас выбирают.
Соединив подходящего человека с соответствующей его индивидуальным особенностям профессией, должностью, можно получить большой выигрыш в повышении производительности и качества труда, сокращении травматизма, профзаболеваний, росте благосостояния, дохода, удовлетворенностью трудом и жизнью. Таковы эффекты и потенциал правильного выбора профессии.
Выбор профессии – сложный и ответственный шаг в твоей жизни.
Не предоставляйте выбор своей будущей профессии случаю.
Пользуйтесь информацией профессионалов.
Профессию надо выбирать обдуманно, с учетом своих способностей, внутренних убеждений, реальных возможностей, взвесив все «за» и «против».
С этой целью:
Принцип сознательности
Правильно выбрать профессию может человек, четко осознавший:
Принцип соответствия
Выбираемая профессия должна отвечать (соответствовать) интересам, склонностям, способностям, состоянию здоровья человека и одновременно потребностям общества в кадрах.
Принцип активности /b>
Профессию надо активно искать самому. В этом большую роль при- званы сыграть:
Принцип развития
Этот принцип отражает идею необходимости развивать в себе такие качества, которые нужны для любой профессии. Это и психические процессы (мышление, память, внимание), и следующие черты характера: трудолюбие, добросовестность, прилежность, организованность, исполнительность, самостоятельность, инициативность, умение переносить неудачи, выдержка, настойчивость.
1. Незнание правил выбора профессии:
2. Незнание самого себя:
3. Незнание мира профессий:
Хочу – стремления личности (желания, интересы, склонности, идеалы).
Могу – возможности личности (со- стояние здоровья, способности, уровень знаний, характер, темперамент).
Надо – потребности общества в кадрах, и осознания необходимости затратить определенные усилия для достижения жизненно важных целей
Составляя личный профессиональный план, необходимо:
Различают следующие степени профессиональной пригодности.
1. Непригодность. Она может быть временной или практически непреодолимой. О ней говорят в тех случаях, когда имеются отклонения в состоянии здоровья, несовместимые с работой. При этом это не значит, что человек не может работать, – работа в данной профессии может ухудшить состояние человека. Противопоказания бывают не только медицинские, но и психологические: те или иные стойкие личные качества будут помехой для овладения определенной профессией.
2. Годность. Характеризуется тем, что нет противопоказаний, но нет и очевидных показаний. Иначе говоря, ни за, ни против. «Можешь выбирать эту профессию. Не исключено, что станешь хорошим работником». Примерно такими словами можно охарактеризовать данную степень профессиональной пригодности.
3. соответствие. Нет противопоказаний и есть некоторые личные качества, соответствующие требованиям профессии. Например, есть выраженный интерес к определенным объектам труда (технике, природе, людям, искусству) или успешный опыт в данной области. При этом не исключено соответствие другим профессиям. «Можешь выбрать эту профессию. И весьма вероятно, что ты будешь хорошим работником».
4. Призвание. Это – высший уровень профессиональной пригодности. Он характеризуется тем, что во всех элементах ее структуры есть явные признаки соответствия человека требованиям избираемого вида труда. Речь идет о признаках, которыми человек выделяется среди своих сверстников, находящихся в равных условиях обучения и развития. «Именно в этой области труда ты будешь наиболее нужен людям».
Чтобы открыть в себе призвание, важно смело «примеривать» себя к самым разным профессиям, необходимо практически пробовать свои силы в разных видах труда.
Возможно, выбранную вами профессию можно получить в нескольких учебных заведениях. В таком случае возникает проблема выбора учебного заведения. Правильный выбор можно сделать, узнав все об этих учебных заведениях.
Собирая информацию об учебном заведении, следует получить ответы на следующие вопросы.