Графиня убивающая молодых девушек. Графиня Батори – кровавая графиня Трансильвании

30.10.2023

Елизаве́та или Эрже́бет Ба́тори из Эчеда (венг. ecsedi Báthory Erzsébet (- Nádasdy)) или Альжбе́та Ба́торова-На́дашдь (словацк. Alžbeta Bátoriová-Nádasdy; 7 августа 1560, Ньирбатор, Королевство Венгрия - 21 августа 1614, замок Чейте, Королевство Венгрия), называемая также Чахтицкая пани или Кровавая Графиня - венгерская графиня, племянница Стефана Батория, печально знаменитая массовыми убийствами молодых девушек.

Родилась Елизавета Батори 7 августа 1560 года в венгерском городке Ньирбаторе.
Отцом был Дьёрдь Батори из Эчеда, матерью - Анна Батори из Батория, дочь палатина Венгрии Иштвана IV. Родители Елизаветы происходили из двух ветвей одного рода - Батори.
Елизавета провела своё детство в замке Эчед. В 11 лет она была обручена с дворянином Ференцем Надашдем и переселилась в его замок у Шарвара. В пятнадцать лет, она вышла за него замуж, и в качестве свадебного подарка Ференц даровал ей Чахтицкий замок, который стоял у подножия словацких Малых Карпат.
В 1578 год муж Елизаветы был назначен командующим венгерскими войсками в войне против турок. За его маниакальную жестокость по отношению к пленным турки прозвали его «Чёрный бей» («Чёрный витязь»). Поскольку муж Елизаветы проводил всё время в походах, она взяла на себя управление хозяйством.
В 1604 году Ференц Надашдь умер, и Елизавета осталась вдовой. Известно, что после смерти мужа ходили слухи про её потрясающую жестокость.
У супругов было шестеро детей:
Анна (венг. Anna) (р. ок. 1585 – у. после 1605), в браке венг. Anna Zrinski
Каталина (Екатерина, венг. Katalin) (р. ок. 1594), в браке венг. Katalin Drugeth,
Миклош (Николай, венг. Miklós)
Андрей (венг. András) (1598 – 1603),
Урсула (венг. Orsolya),
Павел (венг. Pál) (1593 (1597) – 15 октября 1633 (4 января 1650)).

Большинство подлинных документов о семье Батори были уничтожены по приказу властей, дабы не тревожить народ. Сохранился оригинал допроса свидетелей с 300 подписями, подтверждающими убийства молодых девушек. Своим прозвищем «кровавая графиня Батори» Елизавета обязана одному весьма туманному обстоятельству. В 1610 году до двора Габсбургов начали доходить мрачные слухи о массовых убийствах молодых девушек, якобы происходивших в Чахтицком замке, принадлежавшем графине. Следует отметить, что аристократы того времени имели право распоряжаться жизнью своих слуг, однако масштабы злодеяний, приписываемых Батори, побудили императора Матвея принять решение.
Дьёрдь Турзо (граф и палатин Венгрии) был послан расследовать дело «кровавой графини Батори». Во главе вооруженного отряда 29 декабря 1610 года Турзо ворвался в Чахтицкий замок где, как утверждают, застал на месте преступления саму графиню и ее доверенных подручных. Согласно версии обвинения, Елизавета убивала девушек (в основном, местных крестьянок) между 1585 и 1610 годами.
Это интересно: Зачем потребовалось Елизавете Батори мучить и убивать молодых девушек? Ответ прост – графине приписывают занятия чернокнижием или попросту вампиризм: чтобы сохранить молодость и красоту, она принимала кровавые ванны.
В ожидании суда графиню заперли в подвале собственного замка. Однако род Батори был очень известным и влиятельным, поэтому судебного процесса не было. Опекаемая прислугой, Чахтицкая пани более 3,5 лет прожила в подземной темнице и скончалась в ночь на 21 августа 1614 года. Подручных графини Батори судили в Бритчанском замке (в резиденции палатина Турзо) 2-го января 1611 года. Служанки Елизаветы – Илона Йо, Дорота Сентеш и Катарина Беницка были сожжены заживо, предварительно им отрубили пальцы рук.

В начале кровавой "карьеры" графиня упражнялась в разнообразных пытках над крестьянскими дочерьми. Привлечённые возможностью удачной карьеры и заработка в замке, девушки охотно покидали родительский дом и поступали в услужение. Со временем, однако, репутация замка испортилась, крестьяне начали прятать своих дочерей, стремясь сохранить им жизнь. Графиня расширила круг своих жертв за счёт дочерей мелкопоместного дворянства, которых родители с радостью отправляли в замок с целью обучения манерам и дворовому этикету. Постепенно кровавое увлечение графини получило широкую огласку.
В 1610 году до двора Габсбургов начали доходить слухи о зверских убийствах юных девушек в замке Елизаветы Батори. Император Матвей поручил палатину Венгрии графу Дьёрдю Турзо расследовать дело. 29 декабря 1610 г. Турзо с вооружённым отрядом ворвался в замок Елизаветы Батори и, как утверждают, обнаружил неприкрытые доказательства: девять трупов юных девушек со следами насильственной смерти в разных частях замка.
Точное время, когда Елизавета начала убивать девушек, неизвестно. Принято считать, что это произошло между 1585 и 1610 годами. Муж графини отличался особой кровожадностью и, вероятно, приобщил юную супругу к изысканным развлечениям. После смерти мужа стареющая графиня начала больше заботиться о своей внешности, используя для омолаживания кровь девственниц. Криминальные психологи сходятся во мнении относительно бисексуальности графини и сексуальном возбуждении, сопутствующим пыткам и умерщвлению беззащитных жертв.

Последние годы жизни
Турзо приговорил Кровавую графиню к пожизненному заточению в собственном замке, сообщников же её казнили. В 1611 году каменщики заложили двери и окна комнаты, в которой содержалась графиня, камнями, оставив только маленькую щель для подачи еды. И, в полной темноте, питаясь только водой и хлебом, самая жестокая в истории женщина – серийная убийца прожила три года. Умерла Елизавета Батори в 1614 году, похоронили её рядом с телами её жертв, у стен замка.

Альтернативная версия
Некоторые исследователи полагают, что графиня Батори на самом деле подверглась гонению как глава протестантов Западной Венгрии, а улики против неё были сфабрикованы при участии отдельных иерархов католической церкви и венгерского палатина Дьёрдя Турзо, который претендовал на часть обширных земельных владений рода Батори. К этой точке зрения склоняется венгерский историк Ласло Надь, выпустивший в 1984 году книгу «Дурная слава Батори» («A rossz hírű Báthoryak»), где графиня представлена жертвой интриг палатина Турзо. Эта версия нашла отражение в фильме Юрая Якубиско «Батори» (2008).
Сторонники этой точки зрения обращают внимание на недостаток достоверных исторических источников (в прошлом историки, романисты и журналисты питались главным образом слухами, которыми история графини Батори начала обрастать после её смерти).
Характерны процессуальные нарушения, нестыковки и скоротечность судебного процесса над прислугой: предполагаемых соучастников графини Батори жестоко пытали, а после получения признаний очень быстро казнили. Не вызывает сомнений заинтересованность палатина Венгерского королевства Дьёрдя Турзо и иерархов католической церкви в обвинительном исходе процесса над «кровавой графиней», который должен был привести к дележу её обширного имущества. Так же если предположить, что графиня принимала кровавые ванны, то в ее деле появляется математическая неточность. По разным данным, число убитых девушек составляло от 30-ти до 650-ти человек. В организме человека содержится приблизительно 5-6 (!) литров крови, и всех 650 девушек Елизавете хватило бы не более чем на 30 недель – ведь по свидетельству иезуита Ласло Туроши графиня принимала кровавые ванны еженедельно.

ЛЕГЕНДЫ
Однажды, вернувшись из очередного похода, её муж застал в саду такую картину: к дереву была привязана обнажённая девушка, тело которой терзали осы и муравьи. Когда муж спросил Элизабет, что это, та ответила, что это воровка, которая пробралась к ним в сад. Элизабет приказала раздеть воровку, облить мёдом, и привязать к дереву, чтобы та ощутила себя игрушкой, которую все норовят украсть. Муж Элизабет лишь посмеялся над этим.
Батори очень боялась состариться и утратить свою красоту, молва о которой шла по всей Европе. Вот как она открыла свои "ванны красоты". Однажды причесывающая Елизавету служанка случайно выдернула ей волос.Рассерженная графиня ударила служанку с такой силой, что у той из носа хлынула кровь и несколько капель попало Елизавете на руки. Графиня сочла, что кровь сделала ее кожу более мягкой и нежной, и решила целиком искупаться в крови. По легендам, у Батори была «железная дева» (орудие пыток), где жертва истекала кровью; ею наполнялась каменная ванна, в которой графиня купалась. Жертвой её чудовищных преступлений стало 650 человек.В своём бешенстве, Элизабет могла впиться зубами в тело несчастной девушки, порой вырывая целые куски мяса из рук, лица и других частей тела своих жертв.
Существует и другая версия.После смерти мужа Елизавета имела связи с более молодыми мужчинами, иногда это были и совсем ещё парни. Однажды, будучи в сопровождении молодого кавалера, она увидела старую женщину и спросила у него: «Что бы ты сделал, если бы тебе пришлось поцеловать вон ту старую каргу?». Он рассмеялся и ответил словами отвращения, которые она и ожидала услышать. Старая женщина услышала насмешки графини, подошла к ней и обвинила Елизавету в чрезмерном тщеславии и эгоизме, а также напомнила ей, что старения ещё никто не избежал. Испугавшись утратить красоту и популярность среди более молодых ухажеров, Батори начала искать утешение в магии и оккультизме, мысль о ваннах из крови ей внушила знакомая колдунья.Ведьма сказала Элизабет, что её красоту сможет сохранить регулярный приём ванн из крови молоденьких девственниц. С помощью своих доверенных слуг Элизабет заманивала в замок девушек из округи, которые становились её жертвами.Она нанимала девушек на работу в соседних деревнях. Родители с радостью отдавали своих дочерей богатой графине, не подозревая, какая их ожидает участь. Однако, несмотря на регулярный приём ванн, Элизабет продолжала увядать. Она пришла к колдунье и в ярости набросилась на неё. Ведьма сказала, что Элизабет всё делала неправильно, и купаться надо было не в крови крестьянок, а в “голубой крови” аристократок. И Элизабет стала приглашать в свой замок дочерей разорившихся дворянских семей. Родители отпускали своих дочерей в замок к Графине, надеясь, что они обучатся там придворному этикету, и кровавое пиршество продолжилось. Однако вечно это не могло продолжаться. Одно дело, когда исчезает безродная простушка, другое дело, когда речь идёт об аристократическом роде, пусть даже самом бедном.
Есть версия жизни и смерти графини Батори. По ней все зверства графини являются вымыслом католической церкви, которые сфальсифицировали все улики против несчастной графини.
Турзо претендовал на земли семейства Батори, и в сговоре с церковниками они оклеветали графиню, чтобы заполучить её богатые земли. Матиас II задолжал Батори крупную сумму денег, и её смерть была ему на руку, так как ему не нужно было возвращать долг.
Поэтому Матиас II закрыл глаза на беспредел церкви, которая не раз, отобрав земли у их владельцев, выставляла их в таком неприглядном свете, чтобы отвлечь внимание народа от беспрепятственного дележа имущества невинных людей.

650 жертв, приписываемых графине Батори без каких-либо серьёзных доказательств, позволили объявить графиню одним из «самых массовых серийных убийц всех времён» и занести её в этом качестве в книгу рекордов Гиннесса.
Время от времени зловещая история графини Батори пересказывается в жёлтой прессе (обычно с некритическим

В 1998 году группа Cradle of Filth записала альбом "Cruelty and the Beast". Альбом является концептуальным и посвящён Елизавете (Эржебет) Батори - венгерской графине из Чахтице, убивавшей молодых девушек, чтобы получить их кровь и купаться в ней для омоложения.
В песне «Bathory Aria» участвует актриса Ингрид Питт, ведя повествование от лица Батори, которую она играла в фильме «Графиня Дракула» в 1971 году.

«Графиня Дракула» (англ. Countess Dracula) - фильм ужасов студии Хаммер. Действие фильма основано на легендах, окружающих «кровавую графиню» Элизабет Батори, в его основе лежит книга Валентины Пенроуз «Кровавая графиня» (1962). Фильм несколько не типичен для продукции студии, но может рассматривается как связанный с трилогией о Карнстейнах, посредством которых Hammer Film пытались ввести на экран новых персонажей помимо традиционных Дракулы и Франкенштейна.
Фильм был создан Александром Паалом и режиссёром Питером Сэсди, венгерскими эмигрантами, работающими в Англии.

в 2008 году вышел еще один кинофильм Кровавая графиня - Батори


В книгах по истории и на различных интернет-сайтах можно увидеть несколько портретов Елизаветы Батори. При внимательном рассмотрении видно, что на портретах изображены разные женщины, кроме того, человек, понимающий в живописи, сразу увидит, множество других деталей, которые указывают более позднее или раннее происхождение портретов.


Возможно, остались некоторые подлинные портреты графини Батори, а может где-то хранятся точные копии, по которым можно восстановить ее настоящий образ. Мы будем над этим работать, и вполне возможно когда-то точно узнаем, как выглядела Эржебет Батори. Но сейчас хочется разобраться и понять – зачем уничтожили все портреты графини, зачем сожгли все документы, связанные с ее именем и судебным процессом.


По распространенной версии, вещи графини и ее портреты уничтожили по приказу властей, дабы не тревожить народ. Странно, но почему тогда не уничтожили ее драгоценности? Почему все драгоценности графини очень быстро нашли своих новых хозяев?


Если бы Елизавета Батори увидела этот поддельный портрет, художник умолял бы о прощении…


Все именно потому, что ради драгоценностей, ради земель и иной собственности графиню оговорили. А портреты и документы, которые могли как-то оправдать Елизавету Батори и поставить под сомнение обвинение уничтожили. Остались лишь документы с подписями и показаниями свидетелей из простого народа, хотя реально их показания не могли иметь веса по нескольким причинам.


Крестьяне того времени мало чем отличались от скотов, которых они пасли. Это были безграмотные, забитые и очень . Они верили в вампиров и прочие сказки, а самое главное почти любой крестьянин в душе ненавидел своего господина, ведь крестьян по традициям того времени нещадно эксплуатировали.


Посему, когда графиню решили осудить, не надо было долго искать и уговаривать свидетелей. Потребовалось просто собрать холопов из ближайших деревень, а они с радостью поставили подписи под чем угодно, ведь крестьяне во-первых неграмотные, во вторых ненавидели свою госпожу. Сюда еще следует добавить веру крестьян в вампиров, колдовство, черные ритуалы, замешанные на крови девственниц…


При этом крестьяне никак не могли соприкасаться с портретами и документами графини, которые якобы могли задеть их чувства и стать источником массовых беспорядков. Все портреты и документы графини уничтожили ради того, чтобы стереть ее настоящий образ из истории и вместо реальной графини создать вымышленный образ кровавого монстра.



По-прошествии столетий настоящую Эржебет Батори полностью забыли, от ее реальной личности и жизни почти ничего не осталось. Никому нет дела до того, чем она жила, как проводила время, зачем учила иностранные языки, читала книги и занималась врачеванием. Всем гораздо интересней жуткий вымышленный образ, который некоторым людям даже 400 лет спустя помогает зарабатывать на Елизавете Батори деньги.


Пример Эржебет Батори очень важен, ведь она не единственная, кого люди, пишущие историю, оговорили и опорочили. Продажные историки, власть имущие и разные общественные деятели продолжают и сегодня свое дело, они очерняют людей и целые государства, а население верит каждому слову из телевизора, как будто это им говорит сам Бог.

Страсть к разного рода «страшилкам» у любого человека в крови. Мы придумываем ужасающие, леденящие кровь истории, даже не догадываясь, что реальность порой бывает куда страшнее, чем самый разнузданный фильм про кровавых маньяков. Примером тому является жизнь Элизабет Батори. Ее похождения до сих пор способны вызвать дрожь даже у видавших виды людей.

Начало ужаса

Трансильвания, где появилась на свет эта женщина, издревле имела не слишком приятную славу. Стоит вспомнить хотя бы графа Цепеша, более известного в миру под прозвищем Дракула. Сама Элизабет Батори являлась своего рода «продолжательницей традиций» графа. И если мрачная слава последнего явно завышена, да и мучил он в основном турок, с которыми успешно воевал, то графиня издевалась над людьми только ради получения удовольствия. Причем делала она это настолько успешно, что история Батори Элизабет до сих пор остается подтверждением того, что кровавые маньяки были в человеческом обществе всегда.

Родилась она в 1560 году, причем ее семья была очень знатной и уважаемой: среди ее родственников было немало выдающихся воинов, священников и учителей. Так, ее брат Стефан сначала получил признание как смелый и умный воин, а потом и вовсе стал королем Польши. Что ж, в семье не без урода...

Но историки и любители генеалогии считают, что вся история Батори Элизабет была предопределена с самого начала.

Не все ладно в «ладной» семье

Наверняка каждый человек, который мало-мальски интересуется историей, знает об ужасающе высоком количестве детей, которые в знатных семьях появлялись в результате близкородственных браков, а то и прямого инцеста. Неудивительно, что «молодое племя» зачастую обладало полным «букетом» физических и Дядя Элизабет слыл закоренелым чернокнижником, ставившим страшные опыты на людях, а его жена так и вовсе предпочитала связи с женщинами, нередко калеча их из-за своих явных садистских наклонностей.

Даже родной брат графини быстро спился, но уже до того имел все признаки моральной деградации, вступая в беспорядочные половые связи с женщинами, да и мужчинами не гнушался. Вообще, в семье постоянно рождались дети с опасными психическими расстройствами.

Молодость

Сия доля в полной мере досталась и самой Элизабет Батори. Как ни странно, но на фоне явно имеющихся у нее отклонений в психике она была весьма умным и сообразительным ребенком. На фоне даже куда более «чистых» аристократических семейств она выделялась образованностью и острым умом. Уже в 15 лет молодая девушка с легкостью говорила сразу не трех иностранных языках, в то время как даже властитель страны с трудом читал по слогам.

Увы, но сей ребенок с раннего детства воспитывался в атмосфере вседозволенности по отношению к низшим сословиям. Едва научившись говорить, она с искренним удовольствием избивала плетью своих служанок. Став чуть постарше, Элизабет Батори нередко забивала их до полусмерти. Молодой садистке доставляло несказанное удовольствие смотреть, как из ран ее жертв сочится кровь. Едва научившись писать, она сразу же начала вести жуткий дневник, где во всех подробностях расписывала свои «утехи». Этим и прославилась Батори, биография которой изобилует жуткими и отвратительными моментами.

Замужество

Первоначально родители все же как-то контролировали малолетнее чудовище, не позволяя графине выходить за определенные рамки. Во всяком случае, людей она тогда не калечила и не убивала. Но уже в 1575 году (когда ей было только 15 лет) девушку выдают замуж за Ф. Надашди, который также являлся продолжателем дела Дракулы, но на ратном поприще: его очень боялись османы, так как он был на редкость умелым полководцем. Они прозвали его черным витязем Венгрии.

Впрочем, существует и альтернативное свидетельство. Как писали его современники, Ференц был настолько жесток с пленными турками, что многие впечатлительные люди тут же расставались с содержимым своего желудка, только взглянув на его «художества». И это в те времена, когда людей было сложно испугать простым видом казненного человека! Так что Елизавета Батори, Кровавая графиня (как прозвали ее впоследствии), получила вполне соответствующего себе мужа.

Молодая жена родила четырех детей, вот только ее кровожадных наклонностей факт материнства не уменьшил ни в малейшей степени. Впрочем, поначалу она была весьма сдержанной и дальше щипков и сильных пощечин не заходила. За исключительные провинности служанка могла получить дубинкой, но не более того. Однако со временем ее выходки становились все более пугающими. Так, начинающая маньячка обожала прокалывать части тел своих жертв длинными иглами. Скорее всего, «учителем» была упомянутая в начале статьи тетка, с которой Элизабет, по всей видимости, имела близкую связь.

Почему ее увлечения оставались безнаказанными?

Вообще, только излишней непомерностью и отличалась Елизавета Батори. Биография ее страшна, вот только в то время практически все представители знати не считали за людей своих слуг и относились к ним соответственно. У венгерских панов были словацкие крестьяне, которые фактически находились в положении, много худшем, чем у древнеримских рабов. Так, последних, по крайней мере, совсем безнаказанно убивать было нельзя. Венгерские же аристократы пытали, вешали и жестоко приканчивали любого, кто посмел «провиниться». Зачастую провинность придумывалась на ходу.

Чтобы выделиться на этом фоне, Елизавета Батори (Кровавая графиня) должна была отличаться совершенно изуверской фантазией. И она старалась!

Камеры пыток

Несчастные слуги заметили, что жестокость их сумасшедшей хозяйки становится не столь выраженной, если в ее замке находятся гости. Они тайком портили кареты, лошади «ни с того ни с сего» разбегались по всем окрестным лесам, а ловить их приходилось долго... Но и это выручало их ненадолго. Была у графини резиденция в крепости Бецков, в подвалах которой имелись пыточные камеры. Уж там она полностью давала волю своей больной фантазии.

Но даже в «домашних» условиях она уже могла просто так буквально разодрать девушке лицо ногтями. Служанки радовались, если наказание состояло только в приказании полностью раздеться и в таком виде продолжать работать. Так «прославилась» среди знакомых Элизабет Батори. Биография впоследствии показала, что все вышеперечисленное было лишь мелкими шалостями.

В огромном фамильном имении, под которым располагались громадные винные погреба, был устроен настоящий театр мук и страданий. Здесь несчастным девушкам доставалось сполна, умирали они очень мучительно и долго. Была у графини и личная помощница Д. Шантес, которую окружающие знали под кличкой Дорка. Дополнял «честную компанию» крайне уродливый карлик Фичко.

«Свобода»

В 1604 году скончался муж героини нашего повествования. В этот момент графиня Элизабет Батори, почувствовав себя полностью свободной даже от формальных рамок, начинает безумствовать. Количество жертв увеличивается с каждым месяцем. Чтобы скрасить муки одиночества, она подбирает себе любовницу среди служанок, которой стала А. Дарвулия. Считать ее невинной жертвой не стоит, так как именно она впоследствии надоумила свою госпожу заставлять девушек постоянно прислуживать в имении полностью обнаженными.

Другим развлечением фаворитки было обливание несчастных водой и медленное их превращение в ледяные статуи. И так на протяжении всей зимы.

Преступления без наказания

За незначительные, а чаще просто вымышленные проступки, в хозяйстве графини водились «легкие» наказания. Если кого-то ловили на мелком воровстве, в ладонь ему вкладывали раскаленную монету. В случае если хозяйская одежда была плохо отглажена, в сторону провинившейся летел раскаленный утюг. Графиня Элизабет Батори обожала сдирать кожу щипцами для камина, резать служанок ножницами.

Но особенно «уважала» она длинные швейные иглы. Она обожала загонять их девушкам под ногти, при этом предлагая несчастным их вытащить. Стоило только несчастной жертве попытаться вынуть иглу, она избивалась, а пальцы ее отрубались. В это время Батори входила в состояние экстаза, попутно зубами выдирая из груди несчастных куски мяса.

«Свежего мяса» стало не хватать, а потому ненасытная мучительница стала собирать молодых и бедных девушек по отдаленным селам. В первые месяцы никаких проблем с этим не возникало: бедные крестьяне с радостью отдавали своих дочерей, так как попросту не могли их прокормить. Они действительно верили, что в богатом замке их дети хотя бы не умрут с голода. Да, от недоедания они и в самом деле не погибали...

Начало конца

В 1606 году любовница Дарвулия умирает от Но графиня Элизабет Батори (биография Кровавой леди отмечает десятки любовниц) быстро заводит роман с Эжси Майоровой. В отличие от всех предыдущих фавориток, в ее венах не текло и капли благородных кровей, происходила девушка из крестьян. Никакого почтения к знати она не питала. Именно любовница уговорила графиню начать охоту еще и на дочерей мелкой знати. Согласившись, Батори наконец-то подписала себе смертный приговор. До той поры окружающих ни капли не волновали ее «чудачества», но отныне все стало иначе.

Впрочем, ее тогда ничего не волновало. Единственной проблемой была куча трупов, от которых требовалось избавляться. Все же ее беспокоили слухи, которые могли разойтись по округе. Церковь тогда уже не имела такого влияния, но за подобные проделки даже в то время вполне могли отправить на костер.

А что же церковь?

Многочисленным жертвам нельзя было найти ни одного рационального объяснения, да и все почести начинали обходиться излишне дорого. Тела просто стали закапывать на кладбище, и священнослужители заподозрили неладное. За всем явно стояла Елизавета Батори, Кровавая графиня. 1560-1614 годы показали, что церковь вообще оказывалась на редкость близорукой в таких делах.

Догадывались священники о дьявольской вакханалии и раньше, но были крайне смирными, так как графиня щедро жертвовала на нужды церкви. Но преподобному Майорошу, который исповедовал мужа Батори, все это надоело. Не вынеся терзаний совести, он назвал ее «страшным зверем и душегубом».

Деньги и власть помогли графине замять скандал без последствий. Но церковникам уже надоело все это: служитель Паретройс яростно отказался отпевать очередную партию трупов, в открытую высказав Батори свое о ней мнение.

Преподобный Паникенуш, к которому графиня обратилась с просьбой об отпевании, отправил ее по тому же адресу. Пришлось маньячке своими руками резать трупы и по кускам закапывать их по всем ближайшим полям. Впрочем, чаще всего останки просто скидывались в реку, где они «радовали» местных рыбаков. Терпение людей стало стремительно иссякать. На первых порах появились слухи об оборотне, но местное население серьезно к ним не относилось: все и так знали, что зло заседает в местном замке, и что зовут его "графиня Элизабет Батори". Биография Кровавой леди подходила к своему логическому завершению.

Кроме того, две девушки все же смогли вырваться из лап обезумевшего чудовища, а потому у церкви и мирских судов появились-таки все нужные доказательства ее похождений.

Продолжение «банкета»

Но сама Элизабет Батори (фото ее репродукций есть в статье) уже давно потеряла всякую осторожность. В 1609 году она созывает целую группу дочерей мелких дворян, дабы преподать им «курс светских манер». Для многих из них это мероприятие стало последним в жизни. Глубоко в подземелье об их кончине напоминали только лишь лужи крови. На сей раз графине уже не удалось отделаться так легко.

Ей пришлось быстро сочинить небылицу о том, как одна из девушек и в безумном угаре прикончила несколько своих подружек. История была явно нереальной, но деньги и в этом случае помогли заткнуть рты всем недовольным.

Кровавые оргии продолжались прежним чередом. Прислуга потом свидетельствовала, что однажды у дверей в комнату графини натекла такая лужа крови, что пришлось долго закидывать ее углем, так как в противном случае невозможно бы было пройти, не замочив ног. В то же время Элизабет Батори, (фото ее по понятным причинам не дошли до наших дней) грустно пишет в дневнике: «Бедная, она была чрезвычайно слабой...», подразумевая очередную жертву. Девушке повезло, и она умерла от

Разорительные «увлечения»

Все когда-нибудь заканчивается. Иссякли и деньги Батори, которая уже не могла закупать все необходимое для своих оргий и затыкать золотом рты свидетелей. В 1607 году она вынуждена продать или заложить все свое недвижимое имущество. И вот тут-то «нож в спину» ей воткнули родные. Во-первых, им не нравилось разбазаривание фамильных богатств. Во-вторых, возникла реальная опасность того, что вся эта свистопляска дойдет до ушей и тогда на костер придется идти всем вместе. Они санкционировали начало расследований.

Следователи лично беседовали с Элизабет Батори. Кровавая графиня должна была сказать, откуда в подземелье ее замка взялось сразу девять трупов. Она отвечала, что девушки (с явными следами пыток) умерли от болезни. Якобы их пришлось похоронить в извести, опасаясь распространения инфекции. Несомненно, это была глупая и наглая ложь. Близкие втихомолку договорились со следствием и намеревались отправить родственницу в монастырь. Всех опередил Парламент, который выдвинул официальное обвинение в убийствах.

Суд

Слушания по делу начались в Братиславе. 28 декабря 1610 года в замке Батори был проведен новый обыск, в ходе которого удалось обнаружить обезображенные останки молодой девушки. Причем в той же комнате находилось еще два трупа. Словом, Элизабет Батори, Кровавая графиня, явно утратила всякое чувство меры и уважения. Непосредственно суд проходил 2 января 1611 года. Сразу 17 человек стали свидетелями по делу. Дорка сразу созналась, что помогла убить 36 девушек, а Фичко погубил сразу 37 несчастных.

Через пять дней начался новый процесс. На нем заслушивались показания очевидцев. Обвиняемой в зале суда не было. Граф Тужо, родственник убийцы, не захотел «марать честь» прославленной воинскими подвигами семьи, а просто зачитал дневник. В нем подробно рассказывалось обо всех 650 жертвах.

Тайный помощник

Уже на суде выяснилось, что Батори (Кровавая графиня), имела еще одну помощницу. Она принимала деятельное участие в пытках, но всегда носила мужскую одежду и называла себя Стефаном. Всякий раз, когда «Стефан» приходил на казнь, жертв начинали мучить с удвоенной энергией. Очень вероятно, что незнакомкой была та самая тетка Элизабет, но доказать ее причастность так и не смогли.

7 января 1611 г. судом был вынесен окончательный вердикт, поставивший точку во всей этой чудовищной истории. Дорке и еще нескольким соучастницам (любовницам) вырвали пальцы на руках и ногах и медленно поджарили на решетке. Фичко отделался легче всех - его приговорили к костру, но перед тем милосердно обезглавили. Тетка отделалась «легким испугом», так как ее причастность доказана не была.

Взбешенный количеством грязи, которое вылилось на его семью, граф Тужо попросил наказать главную виновницу особенно утонченно. После этого была замурована в собственном замке Батори. Кровавая графиня продержалась более трех лет, регулярно получая еду и воду через отверстие в двери камеры. Один молодой стражник решил как-то взглянуть на это страшилище своими глазами (это было в 1614 году). Так все узнали, что легендарная убийца скончалась.

Так закончила свою жизнь графиня Элизабет Батори. Биография ее ужасает, причем далеко не только фактами пыток и убийств, но и тем безучастием, которое проявили все действующие лица этой истории. Вполне возможно, сохрани графиня хоть чуток осторожности, то умерла бы она уважаемой женщиной, от старости.

Вот чем известна во всем мире Елизавета Батори (1560-1614 гг.).

Спустя полвека после его смерти мистическая слава перешла к Елизавете Батори - «кровавой графине», которая предположительно убила 650 девушек ради вечной молодости. История до сих не определилась во мнении, кто же Елизавета Батори на самом деле - жестокая убийца, последовательница черной магии и оккультизма или жертва религиозного заговора.

Детство и юность

Эржебет (русский вариант - Елизавета) Батори, она же Альжбета Баторова-Надашди, родилась 7 августа 1560 года в венгерском городе Ньирбатор. Родители происходили из одного рода: отец Дьёрдь был братом трансильванского воеводы Андраша Батори, а мать Анна - дочь другого воеводы, Иштвана IV. По материнской линии Эржебет была племянницей , короля Польши и Литвы. Девочка – не единственный ребенок в семье: на 5 лет старше нее брат Стефан, младше - сестры София и Клара.

Кровосмешение наложило отпечаток на психическое здоровье семьи. Говорят, что все в роду Батори страдали эпилепсией, шизофренией и алкогольной зависимостью, сырые стены имений провоцировали подагру и ревматизм. От последнего, став взрослой, страдала и Елизавета. В юности девочка часто впадала в беспричинную ярость, что объясняется не только искаженной генетикой, но и жестокостью Средневековья в целом.

Юная аристократка с пеленок изучала латынь, немецкий и греческий языки, исповедовала кальвинизм (направление протестантизма). Вера, возможно, послужила поводом для трагических событий в биографии Елизаветы Батори.

Личная жизнь

Рожденной в привилегированной дворянской семье, богатой и образованной девушке пришлось рано повзрослеть - уже в 10 лет родители обвенчали ее с Ференцем Надашди, сыном палатина Тамаша Надашди. Вероятно, ранний брак был продиктован политическими целями. В роли невесты Эржебет провела 5 лет, свадьба состоялась 8 мая 1575 года. На торжестве, состоявшемся в замке Вранова, присутствовали 4,5 тыс. гостей.


Социальное положение девушки было выше, чем у супруга, поэтому она отказалась взять его фамилию, вместо этого Ференц стал Батори. В качестве свадебного подарка Надашди преподнес молодой жене Чахтицкий замок, расположенный на территории современной Словакии. Пока муж получал знания в Вене, Елизавета одна занимала семейное имение, состоящее из загородного дома и 17 окрестных деревень.

В 1578 году Ференца назначили главнокомандующим венгерскими войсками в сражениях против Османской империи. Ни походы, ни Тринадцатилетняя война не помешали продолжить род Батори. Первенец, дочь Анна Надашди, появилась на свет в 1585 году. Впоследствии девушка стала супругой хорватского полководца Миклоша Зриньи. Доподлинно известно о рождении еще четверых детей: девочек Оршои (1590), и Каталины (1594), мальчиков Андраша (1598) и Пала (1593).


Имеются предположения о наличии еще двух детей: Милош - неизвестно, являлся ли он третьим сыном Эржебет и Надашди или двоюродным братом девушки, а также Дьёрдь - мальчик либо погиб в младенчестве, либо вовсе не существовал.

Исторические факты указывают на то, что до замужества 13-летняя Елизавета родила дочь Анастасию от Ласло Бенде, слуги из замка Шарвар - родового имения Надашди. Разъяренный Ференц собственноручно кастрировал мужчину и велел запереть в клетке со сворой голодных собак. По одной из версий, ребенка постигла та же участь, по другой - его отдали приемной матери и выслали в Валахию.


Наследников рода Батори воспитывали гувернантки, а Елизавета в свободное от личной жизни время следила за домом и принадлежащими ей поместьями. Она как владелица Чахтицкого замка несла ответственность за жителей, их физическое и психическое благополучие. Поэтому, когда во время Тринадцатилетней войны османы напали на имение, Эржебет вела дипломатические переговоры, успокаивала жен погибших мужей и матерей, чьи дочери попали в сексуальное рабство варваров.

4 января 1604 года 48-летний Ференц Надашди умер. Точная причина неизвестна, но болезнь, вызывающая жуткие боли в ногах и спровоцировавшая смерть, начала развиваться еще в 1601-м. Спустя 2 года мужчина утратил возможность ходить. Перед кончиной он оставил завещание, согласно которому присматривать за вдовой и наследниками должен был Дьёрдь Турзо - граф и палатин Венгрии. Он сыграл решающую роль в дальнейшей судьбе Елизаветы.

Обвинение и расследование

В 1610 году до двора Габсбургов, одной из могущественных монарших династий Европы, дошли слухи о чудовищных зверствах, которые происходят в Чахтицком замке: якобы хозяйка заманивает в дом чистых, непорочных девушек, применяет к ним пытки, а затем хладнокровно убивает и купается в их крови, чтобы сохранить молодость.


Согласно одной из легенд, после смерти супруга Елизавета Батори встречалась с мужчинами моложе нее. Однажды во время свидания аристократка увидела пожилую женщину и спросила у кавалера, что бы тот сделал, если бы пришлось поцеловать старушку. Парень рассыпался в нелестных выражениях. Услышав разговор влюбленных, женщина подошла к ним и обвинила Батори в тщеславии, справедливо заметив, что однажды старость придет и в ее дом.

Елизавету испугала открывшаяся истина. В тот же вечер служанка, подготавливая хозяйку ко сну, случайно выдернула ей волосок гребнем. Обозлившись, Батори ударила девушку по лицу, да так, что разбила губу. Несколько капель крови упали ей на руку. Аристократке показалось, что место на коже, где еще недавно алели пятна, стало мягким и упругим.


Домыслы Елизаветы подтвердила и колдунья. Она сказала, что лучшим средством от увядания кожи считается кровь молодых непорочных девушек. С маниакальной тщательностью при помощи трех помощниц богатая помещица заманивала к себе крестьянских дочерей, якобы на работу, а затем пытала их самыми изощренными способами и использовала кровь как воду. «Высосанные» трупы, которые находили вблизи Чахтицкого замка, местные жители объясняли существованием вампиров.

Несмотря на еженедельные ванны, Елизавета продолжала стареть. Она обрушилась на колдунью с обвинениями, а та пояснила, что девушки из низшего класса не даруют вечную молодость, нужно «охотиться» на дочерей состоятельных отцов. Исчезновению девственниц из крестьянских семей не придавали особого значения, а когда начали пропадать аристократки, жители забили тревогу.


Слухи о жестокости Эржебет Батори начали доноситься до императора Священной Римской империи, короля Германии, Чехии и Венгрии Матьяша II, еще в 1602 году, но лишь спустя 8 лет он разрешил начать расследование. Дело поручили Дьёрдю Турзо.

29 декабря 1610 года граф Турзо ворвался в дом Елизаветы и якобы застал ее, а также трех сообщниц - служанок Илону Йо, Катарину Беницку и Дороту Сентеш, которые заманивали девушек в Чахтицкий замок, на месте преступления. В имении обнаружили 9 тел: некоторые девушки уже умерли, другие были заперты в «железных девах» и истекали кровью.


За 5 дней расследования показания о жестокости Батори дали 300 свидетелей, большинство – крестьяне, работающие в замке. Трое «помощниц» аристократки под пытками признались в причастности к жутким преступлениям. 2 января 1611 года их заживо сожгли, предварительно отрубив пальцы рук в качестве наказания за содеянное. По разным данным, Елизавету обвиняли в убийстве от 30 до 650 человек. Она вошла в Книгу рекордов Гиннесса как самый массовый убийца. Ее не казнили – избрали более суровую кару.

После судебного процесса все упоминания о Батори были уничтожены – дневники, документы, личные вещи. До наших времен не дошел ни один портрет «кровавой графини». Историки предполагают, что столь скоропалительное желание стереть человека с лица земли свидетельствует о заговоре, в котором участвовал не только Дьёрдь Турзо, заинтересованный в землях и имуществе аристократки, но и представители католической церкви.


Во времена войны с Османской империей протестантизм, который исповедовала Елизавета, креп, поэтому последователям католицизма требовалась «показательная порка». Выставление кальвинистки-Батори в образе сущего дьявола положительно сказалось на их планах отвратить народ от протестантизма.

К теории гонения склоняются многие соотечественники Батори, в том числе историк Ласло Надь. В 1984 году он выпустил книгу «Дурная слава Батори», где Елизавета выступает как жертва интриг палатина Турзо. Та же версия нашла отражение в фильме Юрая Якубиско «Батори» (2008).

Последние годы и смерть

Местом заточения Эржебет стал Чахтицкий замок. Ее замуровали в комнате, заложив кирпичом окна и двери, оставили лишь отверстие для передачи пищи: воды и хлеба.


На сухом пайке женщина продержалась 3 года. 21 августа 1614 года Батори пожаловалась страже на холод. Утром ее нашли мертвой.

Спустя 4 месяца, 25 ноября, тело захоронили при церкви замка, а затем перенесли в родное поместье Елизаветы – Эчед. Где сейчас покоятся останки «кровавой графини», неизвестно.

Елизавета Батори в книгах и фильмах

Наиболее интересные факты из биографии Эржебет нашли отражение в кино, компьютерных играх, книгах, графических произведениях. Именем графини названы музыкальные группы, ей посвящены целые альбомы и отдельные композиции.

В литературе:

  • 1901 – «Хозяйка замка Чехтице» Кальмана Миксата
  • 1968 – «62. Модель для сборки» Хулио Кортасара
  • 1985 – «Эржебет Батори» Андраша Наги (пьеса)
  • 1992 – «Эра Дракулы» Кима Ньюмана
  • 2011 – «Проклятые»

В кинематографе:

  • 1971 – «Графиня Дракула»
  • 1974 – «Аморальные истории»
  • 2002 – «Убийца любви»
  • 2004 – «Могила оборотня»
  • 2006 – «Остаться в живых»
  • 2008 – «Кровавая графиня – Батори»
  • 2014 – «400 лет Кровавой Графини: Секрет за секретом» (документальный)
  • 2015 – «Кровавая леди Батори»

Эта женщина загубила более 650 жизней

Елизавета (Эржбет) Батори родилась 7 августа 1560 года в одной из самых знатных и уважаемых семей Венгрии. Из нее вышли многие правители Европы того времени, включая знаменитого Стефана Батория , являвшегося родным дядей Елизаветы. Но она прославила свой род исключительно в качестве «Кровавой графини». Ее имя даже занесено в Книгу Гиннеса , потому что больше таких чудовищ в женском обличье мир не создавал.

Дитя кровосмесительного брака

Эржебет родилась именно от такого союза. Ее отец Дьердь представлял одну из ветвей одного рода Батори, а мать Анна – другую. Все их четверо детей страдали различными психическими и физическими отклонениями.

В отличие от своего старшего брата Иштвана , ставшего законченным алкоголиком уже в молодом возрасте, Елизавета росла внешне абсолютно нормальным ребенком. Она имела твердый, почти мужской характер, свободно владела латынью, немецким и греческим языками. И это в то время, когда сам король Венгрии с огромным трудом читал по слогам!

Замуж за маньяка

В 15-летнем возрасте ее выдали замуж за Ференца Надашди , который через пару лет стал командующим войсками Венгрии в войне против Османской империи. О его жестокости ходили ужасающие слухи. Свидетели его расправ над пленными сравнивали Ференца с графом Дракулой Цепешем , любившим сажать на кол своих побежденных противников.

Молодая графиня родила мужу четверых детей (по некоторым источникам, шестерых), но видела его крайне редко, проводя большую часть времени в подаренном им Чахтицком замке, окруженном 17 деревнями.

По одной из легенд, первого своего ребенка она родила от слуги, которого ревнивый муж кастрировал и бросил на съедение своре собак, а родившуюся девочку без сожаления убил.

В то время жестокость к пленным и слугам была обычным явлением. Елизавета Батори поняла это еще в раннем возрасте, когда могла за плохо отглаженное платье метнуть в служанку горячий утюг, а за появившуюся дырку уколоть ее несколько раз швейной иглой. Пощечины же для служанок вообще являлись обыденным делом. Позднее Елизавета начала использовать «для перевоспитания» провинившихся слуг дубинку.

Черноволосая красавица с жестокой душой

История жизни этой женщины окутана таким количеством легенд, что сегодня очень тяжело отделить правду от вымысла. Одни источники рассказывают об огромном количестве ее любовников, хотя говорить нужно, скорее всего, о любовницах.

Красивая, но обладавшая жестоким характером Елизавета Батори предпочитала женщин, что для церкви было одним из смертных грехов. Местные священники терпели ее только из-за огромных взносов в церковную казну и пожертвования на постройку храмов.

Примерно в 25-летнем возрасте Елизавета вступила в любовную связь с Анной Дарвулией , которая явно страдала психическими отклонениями и умерла в 1606 году от приступа эпилепсии.

Два дьявола нашли друг друга, после чего словацкие селения вокруг Чахтицкого замка обуял настоящий ужас. Сначала женщины для усиления эффекта своих любовных утех просто наносили увечья служанкам, зубами вырывая куски плоти из их лиц и груди, после чего давали возможность жертвам самостоятельно истечь кровью.


Проблемы скрыть следы собственных преступлений не было. Естественная смертность в то время была высока и крестьяне, которым сообщали о гибели дочерей в результате длительных болезней, были потом даже рады небольшой материальной помощи, передаваемой им «благородной» графиней.

Муж не должен мешать удовольствиям

В 1601 году муж Елизаветы Ференц Надашди вернулся из очередного похода и решил дома подлечить боевые раны. Но что-то пошло не так, и уже через полтора года он вообще перестал ходить, став инвалидом. Еще через год он умер, оставив Елизавету Батори единственным наследником своего огромного состояния.

Почувствовавшая полную свободу, «кровавая» графиня распоясалась. Она начала практиковать сдирание кожи с жертв, используя раскаленные докрасна щипцы для камина, а также обливать служанок водой на морозе, ожидая, пока они не превратятся в ледяной столб.

Самыми любимыми орудиями пыток стали швейные иглы. Они загонялись под ногти девушек, после чего графиня предлагала жертве самостоятельно достать их.

Но это была просто игра. Если девушка не пыталась достать иглы, а слезно просила об этом Елизавету, то та смягчалась и могла на время оставить жертву в покое. Если же служанка пыталась достать иглы, то ей нещадно отрубались пальцы. Увидев кровь, графиня и Анна Дарвулия буквально набрасывались на жертву и начинали разрывать ее тело своими зубами.

По свидетельствам слуг, однажды из-под двери пыточной комнаты вытекло такое количество человеческой крови, что ее пришлось засыпать несколькими ведрами угля, иначе пройти по коридору было бы просто невозможно.