Кризис 5 лет у ребенка – это период капризов, истерик, агрессии и замкнутости малыша. С трудностями сталкивается не только сам ребенок, но и родители, которые часто не знают, как себя вести в этот сложный промежуток времени.
Пятилетний ребенок отличается от остальных детей другого возраста следующими особенностями:
Для того чтобы кризис проходил легче, близким взрослым необходимо быть терпеливыми и чуткими по отношению к внутренним проблемам и противоречиям малыша.
В 5 лет ребенка очень сильно одолевает одно желание – быть взрослым. Из этого желания и стремления вытекают все симптомы и причины кризиса:
Родителям и близким малыша необходимо запастись выдержкой и создать для него комфортные условия жизни. Не стоит спешить записывать малыша к психологу, постарайтесь справиться с кризисом сами – посторонние люди только усугубят сложность непростого периода.
Кризис пяти лет у детей может начаться внезапно и точно так же закончиться. Продолжительность его зависит от индивидуальных особенностей ребенка: от нескольких недель до года. Процесс может происходить почти незаметно, а иногда видны сильные изменения психики и характера ребенка. Задача родителей в период кризиса – окружить малыша заботой, лаской, вниманием и любовью.
Родители должны знать особенности сложного периода, чтобы вовремя оказать необходимую поддержку своему отпрыску. Симптомы кризиса у детей пяти лет проявляются так:
Поймите и примите главное – кризис 5 лет у детей – это данность, которую не избежать. И только в ваших руках возможность максимально облегчить жизнь малышу и себе, опираясь на опыт специалистов детской психологии и родителей, уже столкнувшихся с этой проблемой.
На фоне неуравновешенного поведения именно в период кризиса пяти лет ребенок проявляет все свои наклонности и сильные стороны, которые могут помочь определиться, в какую сторону малышу развиваться.
Если ваш ребенок занят моделированием, танцами, игрой на музыкальных инструментах, спортом, рисование, пением, то кризис переживается без больших сложностей. Дети, у которых есть занятие, знают, к чему стремятся, увлечены интересными делами и задачами, занимаются, по сути, строительством фундамента своего будущего успеха.
Конечно, никто не гарантирует вам, что ваш малыш станет великим музыкантом или спортсменом, но все знания, умения и навыки, приобретенные в пятилетнем возрасте, обязательно станут частью личности ребенка и помогут ему самореализоваться. Постарайтесь не упустить момент и помочь малышу найти себя в полезном и приятном деле.
Кроха пяти лет, энергию которого направили в нужное русло, с легкостью и пользой преодолевает свой возрастной кризис. Развитые способности в нежном возрасте помогут ему в юности быть на голову выше своих сверстников: рационально строить планы на жизнь, ставить перед собой цели и достигать их.
Проявления кризиса у детей пяти лет в виде истерик, капризов и замкнутости можно свести к минимуму, если воспользоваться следующими общими советами:
Кризис пяти лет у ребенка – испытание на прочность родительских нервов. Не сломайте ваши отношения с малышом, утратив его доверие. Стремитесь к взаимопониманию при любых обстоятельствах и при самом безрассудном поведении вашего ребенка.
Во время кризиса у детей пяти лет очень важен хороший родительский пример. Станьте другом и образцом для подражания для своего ребенка, и трудный период покажется не таким долгим и сложным.
В кризисный период пятилетнего малыша специалисты категорически запрещают следующее:
Станьте опорой и центром вселенной для вашего пятилетнего ребенка, хотя бы на время кризиса. Будьте мягче, больше играйте с ним, веселитесь, попробуйте жить мыслями вашего малыша. Покажите вашему чаду, что ничего и никого важнее у вас нет, и никакие «взрослые» дела не заменят часы общения с ним.
На протяжении всего периода взросления малыша сопровождает такое понятие, как кризис, и у детей 5 лет он также бывает, посему советы психолога по его безболезненному преодолению будут весьма кстати. Давайте узнаем, как его распознать и чем помочь своему ребенку.
Не следует думать, что отметив День рождения, можно ожидать взрыва эмоций. Нет никакого четкого графика, по которому развиваются события. Возрастные кризисы могут начаться у детей и в 5, и в 6 лет – все зависит от развития. Длятся они также непредсказуемо – у кого-то месяц, у кого-то растягиваются на год. Задача родителей – смягчить их проявление у своего ребенка.
Как правило, и у мальчиков, и у девочек кризис 5 лет проходит по похожему сценарию, хотя именно в этом возрасте дети уже четко понимают разницу между полами. Присмотритесь пристальней к своему ребенку и, возможно, вам удастся увидеть следующее:
Помощь родителей при любом кризисе – доброта и понимание. Взрослые должны знать, что все это временно и следует набраться терпения. Ребенку следует объяснять его поведение, ведь в этом возрасте он уже может оценивать свои поступки. В критических ситуациях весьма полезной будет помощь детского психолога. Вот что следует предпринимать в самых распространенных ситуациях в этом возрасте.
Кризис 5 лет – самый многогранный, его границы размыты настолько, что иногда родители могут не заметить его начало и конец. Есть мнение, что кризис 5 лет у ребенка виден лишь тогда, когда в отношениях между родителями есть сложности, выносящиеся в поле зрения ребенка. Не важно, выносятся ли они в виде эмоциональных выяснений отношений или в виде молчаливого хронического напряжения – ребенок все равно его увидит и «отзеркалит» по-своему.
Признаки кризиса:
Если развитие проходит нормально, то в возрасте 5 лет ребенок может четко и доступно сформулировать свои желания и хорошо умеет разговаривать. Ребенок хочет и пытается быть «большим», активно старается подражать взрослым. Много подглядывает и подслушивает за ними, активно стремится играть с другими детьми. Развивается кора головного мозга, ребенок учится различать и контролировать эмоции. Ребенок начинает осознавать свой пол и отличие от другого пола. Начинает фантазировать, и его представления и мнение о жизни меняется.
В этом возрасте полнее всего проявляется данный от рождения характер. Если ранее ребенок нуждался в постоянном одобрении со стороны взрослых, то сейчас начинает замыкаться в себе.
В интернете достаточно материалов на тему упрямства и своеволия трехлеток. Но вот этот кризисный период позади – и ребенок уже ходит в старшую дошкольную группу. Чего ждать родителям от пятилетки? Что происходит с малышом на этом отрезке детства, перед вступлением в роль школьника? Какой кризис переживает старший дошкольник в 5 лет?
Американский психолог Эрик Эриксон считал, что все люди проходят в жизни одинаковые стадии развития. У каждой стадии свои задачи. Если все проходит благополучно, ребенок решает их – и переходит к следующему этапу взросления. Если нет – в развитии личности возникает определенный пробел, в дальнейшем такому человеку труднее построить зрелые отношения с самим собой и с миром.
До 5 лет ребенок уже прошел несколько таких кризисных стадий:
Cам Эриксон не считал деление на периоды строго догматическим. Редко кто бывает полностью самостоятельным, полностью недоверчивым или полностью пассивным. Противоположные полюса постоянно присутствуют в жизни каждого человека. Просто во время кризисов одна из задач развития выходит на передний план.
Критический период, конечно же, не начинается точно с наступлением пятилетнего возраста. Временные рамки изменений – от 4 до 6 лет. Это время быстрого развития эмоциональных и социальных навыков, плацдарм для успешного начала школьной жизни. Если исследовательская деятельность малыша эффективна, то пятилетка учится обращаться с предметами, собственным телом и другими людьми конструктивными способами. Если же малыша строго критикуют, одергивают, запрещают и наказывают за активность, то формируется постоянное чувство вины и неумелости.
По каким признакам можно определить кризисный период:
Каждый кризис содержит свой «поворотный пункт» – выбор между двумя противоположными качествами. И если при решается базовая задача доверия-недоверия миру, то в пять лет активность противостоит чувству вины.
В 5 лет – роль семьи продолжает оставаться базовой. Детскую идентичность формируют мама, папа, братья, сестры и другие близкие родственники.
Знаете ли вы? Важнейшая задача данной возрастной стадии – формирование предприимчивости, инициативности. На другом полюсе этого качества – чувство вины за собственные поступки и личность вообще.
За прошедшие пять лет с момента рождения дошкольник очень многому научился, овладел различными навыками. Теперь маленький изобретатель легко придумывает себе игры и занятия, экспериментирует с окружающим. Некоторые результаты таких опытов совсем не радуют родителей, а возросшая активность и неугомонность вызывает желание найти «кнопку выключения» у маленького «энерджайзера».
Кризис 5-летнего возраста связан с активным освоением мира: ребенок изучает предметы, словесные конструкции, тело (свое и других), пределы собственных возможностей и отношения между людьми. Пятилетки начинают прекрасно разбираться в оттенках эмоций, они умеют почувствовать и разделить боль другого человека, могут не только принимать, но и отдавать.
Пятилетка любит родителей не инстинктивно, а вполне осознанно. Для него близкие – самые дорогие люди на свете. Именно в этом возрасте дети трогательно признаются родителям в любви. Чувство привязанности и восхищения проявляется в желании сделать что-то хорошее: подарить родным аппликации, поделки, нарисовать маму и папу с коронами на головах, приготовить бутерброды или салат для «любимой мамочки».
Ребенок очень-очень хочет быть хорошим, нравиться обожаемым родителям, соответствовать их ожиданиям. Это одна из естественных потребностей в 5 лет. И эта вроде бы положительная потребность рождает такое ненавистное взрослым качество как детская ложь.
Знаете ли вы? В 5 лет дети врут из страха, что их поведение не понравится взрослым. А ведь для дошкольника жизненно важно быть «хорошим» в маминых и папиных глазах.
Наставления в стиле: расскажи правду, тогда я не буду сердиться, а будешь врать – накажу, только запутывают. Ведь врать пришлось, потому что малыш понимает, что сделал что-то плохое. Почему же взрослые сердятся за попытку исправить дело с помощью вранья, а за сам плохой поступок нет? Обычно пятилетка теряется и снова повторяет ложь, заставляя взрослых нервничать.
В этом случае лучше не стыдить, а использовать детскую потребность быть хорошим. Можно сказать, что-то вроде: «Мне нравится, когда ты говоришь правду, я хочу, чтобы ты всегда был честным». А затем спокойно обговорить последствия детского проступка.
Нужно помнить, что дошкольник мыслит «здесь и сейчас», способность к обобщению и формированию отдаленных во времени причинно-следственных связей разовьется чуть позже. Поэтому так малоэффективны разговоры вечером о том, как нужно вести себя в детском саду утром. Малыш искренне обещает быть хорошим. Но в садике мамы рядом нет, а есть другие дети и насущный конфликт, который решается привычным способом, например, дракой.
Если все прошло хорошо, маленький человечек выходит из кризиса с уверенностью в собственных силах и с уверенностью в надежном родительском тыле. Это осознание помогает преодолевать в дальнейшем различные вызовы школьной жизни. А в будущем из дошкольной активности вырастет понимание, чем хочется заниматься в жизни вообще, и уверенность, что эта цель достижима.
Если достижение самого первого кризисного этапа – это доверие; второго – формирование волевых качеств и самостоятельности, то успешное прохождение третьего пика должно повлечь за собой формирование целеустремленности.
Во время кризиса 5 лет маленький человек становится очень уязвимым и доверчивым. Его как никогда легко обидеть или испугать. Психологи говорят, что большинство неврозов, заиканий, тиков, соматических расстройств берут начало именно из этого периода детства. Из-за развития воображения пышным цветом расцветают самые разные страхи: монстров, темноты, скелетов, инопланетян.
Учитывая такую чувствительность, нельзя делать следующее:
В этом возрасте может появиться проблема, —как научить ребенка засыпать самостоятельно—. Ведь вроде уже и спал сам, а теперь цепляется за маму, придумывает всяческие причины, чтобы подольше оставаться со взрослыми. Здесь очень помогают сказки и «волшебные ритуалы». Детский страх говорит на языке образов, поэтому и справляются с ним с помощью фантазии: предлагают нарисовать страх, а затем – запереть в коробку или уничтожить. Или сочиняют историю о монстре, которому нужна помощь (заболел зуб, подвернул ногу). Либо придумывают «волшебный способ»: спрятаться под одеяло, взять в кровать любимую игрушку, прочитать специальный стих. Главное – не стыдите малыша, а помогите ему поговорить о своих страхах. Ведь то, что можно обсудить, становится менее страшным, а значит, более контролируемым.
Перед подготовкой к школе обычно стараются сделать упор на интеллектуальное развитие: иностранный язык, шахматы, обучение чтению, логоритмика и т.д. Такие вроде бы полезные занятия превращаются во вред, если занимают все детское расписание, не оставляя времени для длительной самостоятельной игры. А между тем, эксперименты на крысиных детенышах показали, что, лишенные игры, они останавливались в развитии, а лобные доли мозга оставались незрелыми.
Другая опасность занятий – если родители воспринимают их не как разновидность игры, хобби, а обязательно ждут результатов. Тогда под угрозой оказываются отношения. Есть результаты – есть похвала родных и общение. Из-за желания «быть хорошим» малыш быстро подстраивается под родительские амбиции – и старательно занимается, теряя понимание собственных желаний, навыки социального общения и способность творить. Постоянно занятой секциями или компьютерными играми ребенок утрачивает еще одну важную способность – умение развлечь себя самого, не скучать наедине с собой.
Поэтому важно в 5 лет дать полноценно «наиграться», участвовать в детских забавах, ведь это и есть сейчас самое важное. А занятий пусть будет немного, если они действительно в удовольствие.
Бережное обращение – не обозначает вседозволенности и отсутствия дисциплины. 5 лет – возраст формирования школьной готовности, поэтому развитие волевых качеств, умение справляться с импульсивными желаниями, понимание правил очень пригодятся в школе. Тем более, что в 5 лет малышу правила даются легче, ведь присутствует мощный мотив «быть хорошим». Если взрослые твердо будут придерживаться дисциплины, проявлять уважение к личности пятилетки, строить теплые эмоциональные отношения с подросшим чадом, то и школьный —кризис 7 лет— пройдет быстро и спокойно.
При кризисе 5 лет у детей советы психолога очень просты: не препятствуйте детской инициативности, уделяйте время для разговоров и обсуждений, проявляйте уважение к формирующейся личности.
Детская фантазия и любознательность у старших дошкольников находятся на очень высоком уровне. От того, как взрослые реагируют на такую исследовательскую активность, будет зависеть дальнейший социальный успех ребенка, какой полюс станет преобладающим – инициатива, или чувство вины.
Что делать для формирования предприимчивости:
Одним из самых больших страхов для 5-летних детей бывает страх смерти родителей. Тема смерти может быть очень болезненной даже для взрослых. Однако, если вы видите, что пятилетка боится смерти, если он задает вопросы о том, не покинут ли его родные, то обязательно поговорите об этом. Не нужно вникать в подробности, просто скажите, что люди обычно живут долго, и вы собираетесь принять все меры, чтобы не оставлять своего любимого человечка как можно дольше.
Есть такое изречение: развитие приходит из точки покоя. Применительно к ребенку это значит, что если крохе спокойно в семье, если его не дергают, не запрещают всего и не тянут постоянно в нужном родителям направлении, то малыш спокойно растет и развивается в собственном темпе. Нужна только любовь родителей, общение с семьей и другими, безопасность и, время от времени, приключения и сюрпризы.
В коротком вебинаре детский психолог рассказывает о важных моментах развития старшего дошкольника.
Пять лет – возраст противоречивый. С одной стороны – это состояние Колумба, открывающего все новые и новые сокровища в неизведанных землях. С другой – период эмоциональной ранимости и особой уязвимости. Наверное, у каждого родителя есть запас поучительных или смешных историй о собственном карапузе. Поделитесь своими историями в комментариях, и пусть ваш опыт вдохновит других.