Профессиональный гонщик. Хочу быть гонщиком! С чего начать? Навстречу к мечте: действия

30.08.2023

В любом мужчине живёт ребенок - это факт, хоть его и отрицают сами мужчины. Однако с возрастом их игрушки не терпят изменений, они лишь приобретают новые масштабы. Теперь это не просто машинка на веревочке, а настоящий автомобиль. Бывает и такое, что взрослые представители сильного пола всерьёз задумываются о том, как стать гонщиком. И в XXI веке такая возможность есть у всех желающих.

Сейчас открыты многочисленные спортивные школы, которые готовят гонщиков от мала до велика. Поэтому на вопрос о том, как стать гонщиком в России, ответ один - очень просто, главное - набраться терпения, всерьёз поставить перед собой цель и работать над её достижением.

Проблемы гоночного спорта в России

Гонки во все времена привлекали людей. Это зрелищное событие, азарт, адреналин, экстрим. Сегодня устраивают гонки как любители, так и профессионалы, причем состязания могут проходить не только на автомобилях, но и на воде, на воздушном транспорте и даже на самодельном транспорте. Но мы подробнее остановимся на соревнованиях среди автомобилей. Если вы родитель будущей звезды автотреков или взрослый мужчина, желающий поменять свою жизнь, то наверняка у вас постоянно возникает много вопросов, например о том, как стать гонщиком. И все эти вопросы далеко не беспочвенны, ведь начинающий рейсер действительно не знает, куда пойти и где получить необходимые навыки.

Уличные гонки

В нашей стране не так много мест, где можно освоить это спортивное ремесло. В городах с населением до 500 000 человек инфраструктура для проведения подобных мероприятий и вовсе отсутствует. По этой причине возникают неформальные и полуподвальные сообщества, участники которых гордо называют себя стритрейсерами. Они покупают себе дешёвые отечественные автомобили, тюнингуют их и под громкую музыку и визг тормозов будоражат сон жителей спальных районов своих городков.

Сказать, что это незаконно - мало. Это очень опасно, и не только для безответственных «гонщиков» (кстати, ничего общего эти люди с автомобильным спортом не имеют). Как правило, их машины находятся не в безупречном состоянии, сами они нередко участвуют в заездах в состоянии алкогольного опьянения да и риск попасть в смертельное ДТП или стать виновником такового более чем высокий. Поэтому здесь нужно запомнить раз и навсегда: нелегальные уличные гонки - это незаконно, опасно и не про спорт. А вот о том, как стать профессиональным гонщиком в России, поговорим прямо сейчас.

Особенности профессии

Каждый, кто ищет ответ на вопрос о том, как стать гонщиком "Формулы", и планирует сесть за руль гоночного автомобиля, должен понять, что это не игрушка, это настоящий спорт, профессия. Невозможно быть рейсером по субботам два раза в месяц, здесь нужен совершенно другой подход. И поскольку мы рассматриваем эту сферу человеческой деятельности как профессию, то следует сказать об её особенностях.

Главное событие в жизни гонщика - соревнования. К ним он готовится долго, тщательно и ответственно. Чтобы быть спортсменом, недостаточно купить подержанную «семерку» и полностью ее затонировать - для участия в профессиональных соревнованиях понадобится специальный автомобиль (для ралли, формулы и гонок по бездорожью нужны разные комплектации машин). А это очень серьёзная статья расходов. Ежедневно необходимо проводить много времени на спортивных треках, а это расходы на их аренду, на бензин, оборудование и т.д. Кроме того, у вас должен быть личный тренер, наставник, который может работать с вами как индивидуально, так и в составе небольшой группы единомышленников. Все это говорит о том, что участники заездов - люди не бедные, вы должны обладать немалыми средствами для того, чтобы прийти в этот спорт. Наконец, существуют ещё физические и моральные качества, которыми обязан обладать любой, кто садится за руль спорткара.

Автомобиль - источник повышенной опасности. Водитель фактически должен быть частью своего железного коня, его продолжением, чувствовать его габариты. Некоторые спортсмены признаются, что они разговаривают со своими машинами, чувствуют их настроение и живут так, будто это не просто двигатель и железный корпус, а настоящий партнёр и товарищ. Так что гонки - это целая философия, образ жизни, требующий много времени, денег и особых моральных качеств.

Плюсы профессии

Мало кто задумывается о плюсах и минусах гоночного болида. Недостаточно узнать, что нужно, чтобы стать гонщиком, важно ещё взвесить все за и против. Некоторые мечтатели так и остаются мечтателями, когда узнают о том, сколько всего необходимо сделать и какой путь требуется пройти, прежде чем принять участие в первых в жизни соревнованиях.

Но для начала о позитивном, а именно о плюсах профессии гонщика. В этот спорт чаще всего приходят люди, которые влюблены в автомобили. Нередко действующие спортсмены вне своего водительского кресла работают в сфере, близкой к гонкам. Кто-то занимается преподавательской деятельностью, автомобильной журналистикой, другие работают на автомобильных презентациях, выставках или даже хотя бы в автосалонах. Так или иначе «чужих» здесь нет.

К плюсам такого образа жизни и профессии в целом можно отнести, безусловно, престижность. Если вам удастся прорваться на вершину гоночного спорта и возглавить топы самых успешных рейсеров, то считайте, что вы заработали на безбедную старость и себе, и своим детям. Во-вторых, пилотами становятся ради выбросов адреналина. Гонки - это не просто азарт и борьба, но и большая опасность. Риск и экстрим заставляют людей бросать все и жать педаль газа до предела.

Минусы профессии

Однако не все так гладко. Жизнь гонщика - это постоянный стресс. Тот самый риск, адреналин и опасность для жизни, которую можно отнести к плюсам, является и минусом. Существует риск не просто попасть в ДТП, но и погибнуть в нем или остаться инвалидом на всю оставшуюся жизнь. Существует множество примеров, когда успешные спортсмены оставались без ног, рук или вовсе уходили в иной мир после страшной аварии. Кроме того, короля (а в нашем случае гонщика) делает свита.

Спонсоры, экипаж, механики, клуб - все эти люди стоят за спортсменом и делают возможным его участие в соревнованиях. Заключаются дорогие контракты, груз ответственности в какой-то момент начинает буквально давить на пилота спорткара. Однако это история не только про автоспорт, такая ситуация присуща любому большому Таким образом, если ваша цель - любительские заезды, то здесь ответственности меньше, но нужно понимать, что полностью она никогда не исчезнет.

Качества, необходимые гонщику

Любой, кто принял решение профессионально заняться автоспортом, должен регулярно проходить медосвидетельствование. Здесь нет людей с какими бы то ни было заболеваниями, ваша сердечно-сосудистая и нервная системы должны быть в полном порядке. Среди качеств, которые необходимы любому гонщику, можно отметить быстроту реакции, способность рисковать и подвергать риску других людей, способность вести переговоры, убеждать спонсоров и экипаж в своей уверенности и в своей победе, коммуникабельность. Не лишними будут хорошая интуиция, координация движений, физическая и психологическая выносливость, умение быстро принимать важное решение, способность анализировать, иметь хорошее зрение, так называемый «глазомер».

Важно также обладать критическим и стратегическим мышлением, умением быстро думать и анализировать ситуацию, чувствовать автомобиль и уметь прогнозировать развитие событий. Кроме того, нужно идеально разбираться в устройстве автомобиля, уметь устранять поломки самостоятельно.

Место работы для гонщика

Что касается мест работы, то их не так уж и много. Действительно, это специфическая профессия, тем более для нашей страны. Узнать о том, как стать гонщиком - это лишь половина дела. А вот где потом устроиться? Если рассматривать гонки в качестве профессионального хобби, то это не такой острый вопрос. Однако если вы действительно решили уйти в профессию «с головой», то можно попробовать найти себя в спортивных клубах, организациях автомобильного спорта (можно быть не просто спортсменом, но и квалифицированным тренером), спортивных секциях. В конце концов, можно попробовать создать собственную школу или собственный спортивный клуб в родном городе и сделать из любимого дела бизнес, приносящий стабильный доход.

Где учат на гонщиков

Как стать профессиональным гонщиком? На самом деле, путь один - прийти в спортивную школу или секцию. Существует возможность как индивидуальных занятий, так и групповых курсов в своей возрастной группе. Проблема в том, что в большинстве городов России нет специализированных учреждений, которые могут помочь получить лицензию профессионального гонщика. Вариант «уехать за границу» вполне возможен, но в таком случае придется либо жить на две страны, либо навсегда покидать Родину. Кроме того, нужно в совершенстве владеть иностранным языком и иметь достаточно средств для реализации цели. Поэтому лучше всего найти вариант в пределах родной страны, благо, на сегодняшний день это сделать не так сложно.

Центр автоспорта в России

Главный центр всех гонщиков нашей страны находится не в Москве и не в Санкт-Петербурге, а в Татарстане. Да, действительно, местные власти уделяют большое внимание гоночному спорту в регионе. Там есть отличный современный автодром с высококлассной инфраструктурой, который соответствует всем международным стандартам. Там же находится лучшая в Европе ралли-кроссовая трасса, достаточно большой кольцевой трек.

Множество клубов, секций и школ - все это расположено в Казани и вокруг столицы Республики Татарстан. Поэтому особых проблем в овладении этим ремеслом возникнуть не должно, хотя нужно признать, что развиваться в классическом направлении не так сложно, как стать гонщиком ралли в России. В последнее время развивается также автодром в Сочи и Красноярске, небольшая трасса есть в Подмосковье. На этом гоночная инфраструктура в России, увы, заканчивается, что, с другой стороны, это даёт надежду на развитие этого направления в ближайшем будущем.

Выводы

Таким образом, стать пилотом гоночного болида в России может кто угодно. Лучше, конечно, начинать свою спортивную карьеру с детского или подросткового возраста, однако если вам 30 и вы решили изменить свою жизнь, то никто вам не запретит сделать это. В России единственным местом, где можно стать спортивным гонщиков, является Татарстан. Там могут научить любого тому, как стать гонщиком, но при условии, что человек все тщательно продумал, взвесил и готов к трудностям, которые возникнут на пути становления каждого профессионального спортсмена.

Естественно, у каждого свой, уникальный путь. Однако некоторые универсальные принципы все же существуют. Сегодня речь именно о них.

В мире шоу-бизнеса распространена легенда о том, как стал мировой звездой Джон Бон Джови. Молодой парнишка, чувствовавший тягу к музыке, устроился уборщиком в одну из рекординговых компаний, где чуть ли не ночью, пробравшись в студию, с друзьями записал свой первый хит. Ну а дальше, как говорится, пошло-поехало… Красивая сказка, «американская мечта». На самом деле, конечно, чудеса случаются - но только с теми, кто упорно и настойчиво идет к своей цели.

Невозможное возможно
В силу своего возраста 15-летний Леша Долот никак не мог стартовать в профессиональном ралли. Данная дисциплина, как известно, отличается тем, что гонки проходят по дорогам общего пользования, на которых действуют принятые в Украине ПДД. Соответственно, в силу отсутствия водительских прав парнишка не имел права находиться за рулем автомобиля, участвующего в ралли. Опустить руки? Как бы не так!

Алексей Долот (17 лет) начал заниматься одновременно картингом и автокроссом, стартовал в ралли в 16 лет по специальному разрешению комитета ралли ФАУ.

Павел Малов (22 года) первые боевые километры проехал в любительском ралли, затем недолго поучился штурманскому делу, а с 18 лет сам управляет раллийным автомобилем.

Дмитрий Радзивил (22 года) впервые за рулем спортивного автомобиля стартовал в горных гонках, в возрасте 20 лет занялся ралли - и сейчас на его счету уже 35 стартов и один чемпионский титул.

Александр Арыч (14 лет) в октябре и нояб-ре 2013 года принял участие в тестах молодежной команды Junior Way Team, кандидат на место.

Проявив должную настойчивость, Алексей добился того, чтобы его случай был в особом порядке рассмотрен комитетом ралли ФАУ. Он предоставил нотариально заверенное разрешение родителей, справку об окончании харьковской школы водительского мастерства «М-спорт», результаты своих выступлений в кроссе и картинге, где за его плечами были определенные успехи. И в итоге создал уникальный для Украины прецедент: получил от Автомобильной федерации специальное разрешение стартовать в ралли при условии, что будет управлять машиной только на спецучастках, перекрытых на время гонки! В остальное же время - то есть на дорожных секциях - молодой пилот и его взрослый штурман менялись местами, соблюдая, таким образом, все требования ПДД.

Эта история рассказана исключительно для того, чтобы продемонстрировать: тому, кто по-настоящему хочет идти за мечтой, покорятся любые вершины и барьеры. Уже через год, в возрасте 16 лет, Алексея пригласили в состав раллийной команды Junior Way Team, в ее цветах он провел три гонки Чемпионата Украины. И вряд ли мы ошибемся, если скажем, что карьера данного спортсмена еще очень далека от своего пика.

Вы считаете, что это единичный случай, уникальная история, «американская легенда» на украинский лад? Вовсе нет. Есть, например, 14-летний Александр Арыч, готовящийся к старту в очередном розыгрыше «Трофея ФАУ» по ралли на серийных авто. Есть Владислав Середенко - 13-летний чемпион Украины по автокроссу, уже проехавший за рулем «нулевого» авто ралли «Донбасс». Есть, наконец, 19-летний Владимир Корся, выигравший ЧУ 2013 года в паре с известным украинским спорт-с-меном Валерием Горбанем. Подобных примеров много, но смысл один: при желании возможно все!

Владиславу Середенко только недавно исполнилось 13, но он уже стартовал в профессиональном ралли за рулем одного из «нолей».

Никогда не поздно
Итак, в каком же возрасте нужно прийти в автоспорт, чтобы добиться каких-то успехов? Естественно, любой эксперт скажет вам: чем раньше, тем лучше. Вне всяких сомнений, ребята, севшие за руль карта в пяти-шестилетнем возрасте, к пятнадцати-шестнадцати годам имеют огромное превосходство над своими сверстниками. Наглядный пример - раллист Юрий Протасов, который начал в далекие уже 90-е годы с картинга, а сейчас занимает призовые места Чемпионате мира WRC 2.

Впрочем, если запах гоночного топ-лива проник в вашу кровь на втором или третьем десятке лет, ставить крест на мечте ни в коем случае нельзя. История знает разнообразные примеры - взять хотя бы девятикратного чемпиона мира Себастьяна Лоэба, он до 20 лет профессионально занимался гимнастикой и лишь потом внезапно увлекся автоспортом. На сегодня Лоэб - рекордсмен по количеству чемпионских титулов, побед и подиумов в гонках, выигранных спецучастков и массе других показателей.

К тому же последние пару лет при активной поддержке Автомобильной федерации Украины в нашей стране начали появляться молодежные программы, так или иначе помогающие юношам сделать первые шаги в автоспорте. Уже упоминавшаяся команда Junior Way Team поддерживает тех, кто стремится в ралли. Кольцевая команда Master-KR Racing устраивает тестовые дни для всех, кто видит себя в роли кольцевого пилота. И это лишь два примера из большого спис-ка разнообразных национальных и региональных программ по поддержке молодежи в спорте.

Один или в экипаже?
Что же требуется от обычного украинского студента или школьника, чтобы примерить на себя гоночный комбинезон? В первую очередь, как уже было сказано, огромное, искреннее желание. Во вторую - определенность, к какой дисциплине больше склоняется его сердце. Ведь очень условно весь автоспорт можно разделить на две основные категории: спорт одиночек и спорт экипажей.

В 19 с половиной лет Владимир Корся стал самым молодым украинским штурманом - участником Чемпионата мира по ралли.

К первой категории отнесем картинг, кольцевые, кроссовые и горные гонки - все те дисциплины, где пилот в автомобиле один. Он сам принимает решения в ходе гонки и сам же потом за них отвечает. Противоположность - классическое ралли и ралли-рейды, где основой успеха является не столько способность самостоятельно принять решение, сколько умение работать в коллективе и безоговорочно доверять напарнику. Выбрав то, что больше подходит вам по складу характера, вы изначально повысите вероятность успеха.

Оптимальный возраст для занятий автомобильным спортом

Дисциплина

Возраст

Ралли (штурман)

Ралли (пилот)

Горные гонки

Драг-рейсинг

Ралли-рейды

И в том, и в другом случае сделать первые шаги помогут опытные спортсмены и команды; с учетом современного развития технологий найти их в «Гугле» - вопрос пяти минут. Но на какой бы путь ни стал начинающий спортсмен, он должен помнить единственное правило, распространяющееся на все виды автоспорта: без хорошего тренера об успехе нечего и мечтать. Впрочем, о том, как правильно выбрать наставника и какую обучающую программу построить, мы поговорим в отдельной публикации, ибо тема эта очень глубокая и сложная.

Фото Сергея Холодило и Алексея Горбенко

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Как стать профессиональным гонщиком в России

Если вы – автолюбитель, то наверняка, когда вы смотрели по телевизору соревнования «Формулы-1», вы представляли себя за рулем гоночного болида. Предавались мечтам о карьере гонщика и сожалели о том, что ваша жизнь пошла немного по-другому. сайт рассказывает вам, как можно проследовать за своей мечтой и покорить автодромы нашей страны.

Если вы – автолюбитель, то наверняка,когда вы смотрели по телевизору соревнования «Формулы-1», вы представляли себяза рулем гоночного болида. Предавались мечтам о карьере гонщика и сожалели отом, что ваша жизнь пошла немного по-другому. Sovsport . ru рассказывает вам, какможно проследовать за своей мечтой и покорить автодромы нашей страны.

Как известномногим любителям автоспорта, большинство пилотов «королевских гонок» начинало своюкарьеру в картинге. Причем практически у всех этот этап был пройден еще вдетстве. Но что делать, если вы уже не ребенок, а желание погоняться напрофессиональной основе никуда не пропало?

К счастью,из этой ситуации есть выход. Это кольцевые гонки RRC , куда при наличии хороших навыков иопределенного количества денег пробиться вполне реально. Для того, чтобызаявиться туда, нужно получить гоночную лицензию. Как же это сделать?

Для этого выдолжны пройти обследование в местном спортивно-физкультурном диспансере. Затемвам необходимо подготовить всю экипировку и заключить договор со страховойкомпанией. Подготовив все необходимые документы, обращайтесь за получениемлицензии в главную комиссию РАФ. Для получения статуса профессионального автогонщикафункционеры федерации потребуют закончить сертифицированную школуэкстремального вождения или предъявить справку от команды, которая готовазачислить кандидата в пилоты. Обратите внимание: срок вашей лицензии будет завершаться вконце календарного года, 31 декабря, вне зависимости от даты ее получения.

Особоевнимание следует уделить экипировке. Она включает в себя шлем, подшлемник,огнеупорный комбинезон и перчатки. Обойдутся все эти удовольствия примерно в 40тысяч, однако без них к гонкам вас не допустят. Амуницию можно арендовать.

Вывеска RRC объединяет в себе несколько гоночныхсерий, таких как «Легенды», «МитДжет», «Национальный», «Туринг-Лайт»,«Супер-продакшн», «Туринг», «Кубок LadaGranta» и «Гран-При Россия». О каждой изних мы сейчас вкратце расскажем.

«Легенды»

Самаядешевая серия с точки зрения финансовых затрат. Средняя стоимость участия водном этапе составляет 60 тысяч рублей. Около половины этой суммы у вас уйдетна аренду самого автомобиля, остальная же часть включает в себя вступительныйвзнос и обслуживание профессиональных механиков. Стоимость гоночной лицензии Ена участие в этапах данной серии составляет всего 250 рублей. Вам предоставятстилизованные под 30-е годы автомобили американской фирмы «600 RacingInc» с объемом двигателя 1,3 литра имощностью 130 л.с..

«МитДжет»

Такжеявляются хорошим вариантом для начинающих. Машины в этой серии внешне отдаленнонапоминают спорткары, и оснащаются 1,3-литровым двигателем в 150 лошадок.Однако стоимость участие здесь выше: за один этап вам придется выложить уже 150тысяч рублей.

«Национальный»

Самыймассовый кузовной полупрофессиональный класс в RRC. Отличается сравнительно низкойстоимостью – 120 тысяч за этап. Гонки проходят, в основном, на «Калинах» со140-сильным движком.Помимо них могут быть заявлены RenaultLoganи Sanderoроссийской сборки, а также, WolskwagenPolo. Вступительный взнос за участие всоревнованиях составляет 15 тысяч рублей.

«Туринг-Лайт»

В этой серииучаствуют автомобили с 1,6 литровыми двигателями с мощностью двигателей до 180сил. Основной сегмент здесь занимают иномарки CitroenC2, HondaCivic, вышеупомянутый Poloи Peugeot 206. Гоняются здесь и на «LadaKalinaSport» со всеми необходимыми доводками.Участие в одном этапе обойдется гонщику в 200-250 тысяч без учета проведениятестов и расходов на шины.

«Супер-продакшн»

Мощностейдвигателей у автомобилей в этой серии доходит до 240 «лошадок», а максимальнаяскорость – до 185 км/ч.Как правило, это старые модели BMW 320, HondaCivic и OpelAstra. Стоимость одной машины за этапколеблется в районе 300-350 тысяч рублей.

«Туринг»

По сути,здесь собрана вся элита RRC. Машины в этом классе соответствуют нормам FIA, поэтому, зачастую здесь можновстретить списанные аппараты из европейских гоночных серий. Их мощность можетдостигать 300 лошадиных сил, а максимальная скорость – 200 километров вчас. Удовольствие поездить на подобном монстре стоит 400-450 тысяч.

«Кубок LadaGranta «

Специалисты«АВТОВАЗа» для этой серии подвели двигатель «Гранты» к 240 лошадиным силам. Посути, это тот же автомобиль, который участвует в классе «Туринг», но в болееупрощенной модификации. Стоимость участия в одном этапе – 260 тысяч рублей.

«Формула Россия»

Единственныйкласс в RRCс открытыми колесами. Здесь собраны те пилоты, которые в будущемпланируют гоняться на международном уровне. Стоимость гонки держится в секрете,однако, по слухам, она составляет в районе 407 тысяч рублей. Болид разрешаетсябрать в аренду либо на целый сезон, либо на его половину. В случае нехваткисредств администрация чемпионата может помочь найти спонсоров. В серииучаствуют машины TatuusFA010 из итальянской «Формулы-Abarth». Их максимальная мощностьэквивалентна 180 лошадиным силам, а развивают они 250 км/ч.

Как видите,автогонки требуют больших финансовых вложений и много времени. Однако, если выспособны отдать и то, и другое ради острых ощущений и желания реализовать своюмечту, то мы можем только лишь пожелать вам того, чтобы она сбылась!

«Юрловой за сезон – пять с плюсом!» Оценки биатлонисткам за сезон «Советский спорт» продолжает подводить итоги биатлонного сезона. Сегодня – о выступлении женской сборной России. 27.03.2019 09:00 Биатлон Волохов Юрий

Дмитрий Кудряшов: Ковалев ничего опасного для Альвареса не сделал Российский боксер первого тяжелого веса (90,7 кг) Дмитрий Кудряшов подвел итоги встречи, в которой россиянин Сергей Ковалев проиграл титул чемпиона в полутяжелом весе (до 79,4 кг) по версии WBO мексиканцу Саулю Альваресу. 03.11.2019 11:15 Бокс Усачев Владислав

Александр Шаганов: Кто-то не хочет видеть «Торпедо» в премьер-лиге Автор многочисленных шлягеров и большой фанат клуба-лидера ФНЛ высказал свое отношение к тому, что торпедовских болельщиков лишили прощального матча команды на родном стадионе. 21.11.2019 12:00 Футбол Григорьевская Юлия

Книга рекордов Йоханнеса. Изучаем суперсезон Бе-младшего Кубок мира-2018/19 завершился полным триумфом норвежца Йоханнеса Бе, установившего массу всевозможных рекордов. 27.03.2019 19:47 Биатлон Тигай Лев

17:00 9.09.2001

ВКонтакте Facebook Одноклассники

Чтобы ездить на болиде "формулы-1", гонщиком быть вовсе не обязательно. И это не абсурд, а реалия рынка, на котором недавно появилась новая услуга. Теперь стать пилотом "формулы" может почти каждый, у кого есть в кармане деньги

Сопричастность к миру большого автоспорта можно чувствовать по-разному. Например, провести три с половиной часа у телевизора за просмотром очередного этапа "Ф-1", а после применить увиденное на практике -- пронестись по улицам, с визгом подрезая попутный транспорт, водители которого даже не подозревают о том, что участвуют в гонках. А потом на пит-стопе у палатки накатить пива за вашу с Шумахером победу.

Между тем сотни тысяч людей со всего мира предпочитают выплескивать свои эмоции вперемежку с тем же пивом непосредственно на местах автористалищ. Кто-то специально едет в Штаты, чтобы поглядеть на смертников Nascar. Кто-то встречает Новый год в Париже, но не на Риволи, пережевывая фуа-гра, а на Елисейских полях, откуда стартуют в Африку три с половиной сотни команд Rally Paris--Dakar. А кому-то по сердцу Финляндия, где не только хорошо ловить рыбу, но и можно увидеть, как плавят асфальт тысячесильные дрэгстеры на очередном этапе Europan DRC...

Мы не претендуем на всеохватность. Но кое-где попили-поболели и даже поездили сами.

ЧТОБЫ ЕЗДИТЬ НА БОЛИДЕ "ФОРМУЛЫ-1", ГОНЩИКОМ БЫТЬ ВОВСЕ НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО. И ЭТО НЕ АБСУРД, А РЕАЛИЯ РЫНКА, НА КОТОРОМ НЕДАВНО ПОЯВИЛАСЬ НОВАЯ УСЛУГА. ТЕПЕРЬ СТАТЬ ПИЛОТОМ "ФОРМУЛЫ" МОЖЕТ ПОЧТИ КАЖДЫЙ, У КОГО ЕСТЬ В КАРМАНЕ ДЕНЬГИ.

Календарь этапов "Формулы-1" сейчас, кажется, знают наизусть даже дети. Взрослым тоже хорошо известно, что цена билета в ложу VIP может доходить до $10 тыс., а места в окрестных гостиницах в период гонок дорожают ровно в три раза. И, в общем, никого сегодня особо не удивишь фразой "на прошлой неделе я ездил на "Формулу-1". Ну и что? Ведь ее же и по телевизору показывают. Совсем иной эффект произведет брошенное небрежно "я вот тут на "Формуле-1" ездил". Всего-то вроде -- падеж изменился, а отношение будет совсем другим.

ПОЩУПАТЬ РУКАМИ.

Несколько лет назад туристическая компания "Содис" -- пионер на рынке индивидуального отдыха -- начала отправлять своих клиентов на этапы Гран-при "Формулы-1". В процессе выяснилось, что автоспорт можно не только посмотреть глазами, но и пощупать руками. А это уже гораздо интереснее.

Всего три недели назад по трассе А1 с ревом проносились болиды; паддоки были забиты командной обслугой, а трибуны -- фанатами и зрителями. Окрестные отели делали свои "годовые планы по сборам", и в радиусе ста километров найти свободный номер было практически нереально. А теперь цирк уехал, и даже клоунов не осталось. Единственное воспоминание о них -- одеколон "Шумахер" в местном киоске, который я так и не решился купить по причине стойкого отсутствия интереса к вопросу, чем же пахнет знаменитость. У гоночной трассы А1 совсем другая жизнь.

КОМАНДА.

Любезный менеждер Петер с порадовавшей русское ухо типичной австрийской фамилией Ебстль организует поездки на А1. В его недельной щетине и маслянистых глазах было что-то неуловимо-знакомое, и только потом мы сообразили, что примерно так выглядят исполнители главных мужских ролей в немецких порнофильмах. Впрочем, это не сказалось на его деловых качествах. Сейчас Петер служит посредником между небольшой австрийской гоночной командой Йозефа Ренау и "чайниками", желающими получить свою порцию адреналина.

Бокс команды Williams, куда три недели назад заходили только по спецпропускам, только VIP-персоны и только в сопровождении секьюрити, теперь арендуем мы. Точнее -- первые русские гостят у команды Renauer Motorsport, которая в этот день испытывает недавно купленный для гонок в Ле-Мане 500-сильный болид, а для нас организует катание на автомобилях группы "С" и "Формуле-2000".

Странное ощущение испытываешь, когда вот так запросто ходишь, покуривая, по бетонному полу, а мимо тебя в нескольких шагах по пустой трассе с ревом проносится болид с мотором Alfa Romeo за полмиллиона долларов. Наверное, что-то похожее испытывает Берни Экклстоун, когда наблюдает перипетии гонок, сидя за темными окнами своего автобуса.

ПАССАЖИР.

Инструктаж начинается с кофе и компьютерного симулятора, который в точности повторяет трассу А1. Потом нас переодевают в комбинезоны, и мы садимся в салон самого заурядного микроавтобуса Ford Transit. За рулем -- гонщик-инструктор Ханнес, с которым нам предстоит проделать первую поездку на "пассажирском" сиденье "Формулы-2000". Ханнес рулит, и скороговоркой комментирует, на каком повороте какую передачу он использует. Стараюсь запомнить, тем более что это несложно: первая -- только при трогании, вторая -- на финальном заезде в боксы. "Рабочие" передачи -- третья и четвертая. Еще одна строгая рекомендация -- не превышать отметку 6 тыс. оборотов на тахометре.

Потом следует "учебная" поездка пассажиром, которая вызывает бурю эмоций у моих коллег. Откровенно говоря, провоз моей тушки по трассе особых впечатлений не оставил. Когда я сидел на штурманском месте раллийного Ford Focus, а за рулем был гонщик из команды Колина Макрея, эмоций было побольше. Посмотрим, что окажется дальше.

Машина все та же -- 170-сильная "Формула-2000", но в кокпите я сижу уже один. Здесь не шесть скоростей, как на болиде Ф-1, а всего четыре, но попытка первого из нас тронуться с места потерпела фиаско. Действительно, уловить момент включения передачи на стоящей машине не так просто. Я беру на заметку -- передача включается в самом конце очень короткого хода жесткой педали. Жму кнопку запуска. Ладно, поехали.

"Первая" здесь действительно никакая -- только тронуться. Сам рычаг КПП как будто сделан слесарем на подмосковном оборонном заводе -- кусок металла с набалдашником без всяких изысков, и пока осваиваю третью и четвертую передачи, незаметно для себя проезжаю первый круг. Теперь внимание сосредоточено на моем "лидере" -- впереди на такой же машине едет гонщик Ханнес. Что-то он не торопится. Прибавляю газу и с третьей передачи перехожу на четвертую, благо -- прямой участок. Машина недовольно рявкает, но послушно ускоряется. Ханнес (молодец!) видит мой приближающийся корпус в зеркале и тоже дает газу. Вот и начинается кайф. Мы словно приступили к игре в салочки, в которой опытному гонщику ничего не стоит уйти от меня, "чайника", а мне получить от этого удовольствие. Ветер, несущийся со скоростью под двести, ощутимо прижимает шлем к спинке-дуге, на крутых виражах машину жестоко трясет -- таких ощущений не испытаешь ни на одном "гражданском" автомобиле. "Опелевский" 2-литровый мотор разгоняет 400-килограммовый автомобиль до 250 км/ч.

Удовольствие кончается очень быстро -- три круга пролетают незаметно, и уже в конце поездки я вспоминаю, что выжимал из двигателя существенно больше 6 тыс. Но не для всех поездка закончилась так же хорошо -- в заключительном заезде мой коллега, в прошлом, кстати, боевой летчик, не рассчитал скорость захода в поворот и не "воткнул" правильную передачу. Ничего страшного не случилось -- машину лишь развернуло на 180 градусов. Но сцепление подлежало полной замене, а КПП -- переборке. Поломка гоночной техники -- дело обычное, и, хоть это не афишируется, с клиента денег за "неумышленную" порчу никогда не берут -- все покрывает страховка.

ХОРОШО, НО МАЛО.

По окончании заездов мы выпили водки и провели сами для себя краткую пресс-конференцию. Итог -- понравилось. Но хотелось бы большего. Нам только дали ощутить "Формулу", не позволив самого главного -- управления болидом Ф-1.

Австрия, в которой мы потом гостили еще несколько дней, оставила ощущение какой-то нереальности. Все время казалось, что где-то в кустах или в сарае за образцово-показательным альпийским домиком на склоне горы установлен мощнейший процессор, и вот он-то и генерит эту картинку. Все было словно из матрицы: коровы, которым как будто только что сделали эпиляцию, вино, от которого не болит наутро голова, пруды и озера, в которых вода -- питьевая, а рыбы -- как в аквариуме.

Но нам этого было мало, ведь цель поездки -- не просто три круга хоть и на настоящей спортивной, но все же "подростковой" "Формуле-2000", а болид Ф-1. Мы узнали, что на Лазурном берегу Франции есть автошкола , в которой готовят пилотов Ф-1. И отправились туда.

ЧУЖИЕ ЗДЕСЬ НЕ ХОДЯТ.

В самом дорогом отеле Ниццы Negresco, сидя за завтраком, парни с платиновыми кольцами и мягким южнорусским говором сообщают своим собеседникам по крошечным мобильным телефонам, что танкер, стоящий на рейде, уже можно откачивать и продавать. На пляже, словно свежеиспеченные батончики, лежат голыми сиськами вверх русские девушки в неприличном количестве, а в магазинах, цены в которых процентов на сорок выше парижских и близки к московским, звучит опять-таки русская речь. Третий раз в Ницце и до сих пор не пойму, как тут можно отдыхать: город и город -- только что с морем. Смог, жара, суета, толпы и днем и ночью. Ну да ладно, отдых -- дело вкуса.

Наш путь лежит в местечко Ле-Люк, примерно в 60 км от Ниццы и Монте-Карло.

Команда AGS закончила свое активное выступление в "Формуле-1" чуть меньше 10 лет назад. С тех пор примерно полторы тысячи человек каждый год становятся "коммерческими гонщиками". Это означает, что скинувшись по 10 тыс. франков (примерно $1,5 тыс.), группа из 10 участников может на день арендовать гоночное кольцо, а вместе с ним десяток машин "Формулы-3" и столько же болидов "Формулы-1".

В Ле-Люке нас, увы, не ждали. Что-то там не сработало в сложной системе посредников, и именно в день нашего приезда трасса оказалась занята. Единственное, на что согласился менеджер команды, -- провести экскурсию и показать автопарк.

Нам пришлось констатировать, как много мы упустили. Итак, приехавший на учебную трассу AGS получает в качестве "закуски" примерно 20 поездок на автомобиле "Формулы-3". Говорят, даже 180 лошадиных сил мотора Lotus при массе болида 420 кг дают незабываемые ощущения. Я верю на слово. На Ф-3 не только "разогревают" гонщика, но помогают приобрести навыки перед управлением Ф-1. Инструкторы в течение полутора часов проводят предварительный теоретический курс, а потом на практике будущий пилот учится правильно тормозить и входить в повороты. Выдержавшим испытание после обеда и короткого отдыха дается возможность проехать еще 3-4 круга на болиде AGS образца 1992 года. Можно только догадываться, какие чувства испытает тот, кто сядет за руль 650-сильного болида массой 500 кг и промчится со скоростью 280 км/ч. Потом, как водится, новоявленных пилотов ожидают дипломы о приобщении к кругу Ф-1 и море шампанского.

Наверное, это более правильная коммерческая основа. В Ле-Люке можно не только покататься на болиде, но и купить на память понравившуюся экипировку: шлем, комбинезон, перчатки. Их охотно берут, несмотря на то, что самая дешевая маечка стоит $50 -- все-таки не каждый день люди катаются на болиде "Формулы-1". Еще в планах французов -- организация "продвинутого курса": для тех, кто уже освоил болид образца 1992 года, скоро будет готова новая машина мощностью 725 "лошадей" с переключением передач на руле. Но Австрию с ее незабываемым духом катания по трассе А1 я все равно вспоминал с большим удовольствием. Тем более что Петер Ебстль клятвенно пообещал включить меня в первую же группу, которая будет осваивать там болид Ф-1. Я жду.

ДВА ДНЯ В ГОДУ ТИХИЙ ФРАНЦУЗСКИЙ ГОРОДОК ПЕРЕЖИВАЕТ ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ ВЗРЫВ. ЕГО НАСЕЛЕНИЕ УВЕЛИЧИВАЕТСЯ ВТРОЕ, И МЕСТО ПРЕВРАЩАЕТСЯ В САМОЕ СУМАСШЕДШЕЕ НА ЗЕМЛЕ.

Фанат состязаний "Формулы-1" кривится при упоминании 24 Heures Du Mans. А поклонник суточного автомарафона в Ле Мане никогда не поедет смотреть "Формулу". И в чем-то он будет прав. Французская гонка -- эксклюзив: ее свидетелем можно стать только один раз в год.

СЫТО И ПЬЯНО.

В Ле Ман съезжаются поклонники автогонок со всей континентальной Европы, а также из Англии. По различным оценкам, число зрителей достигает в эти дни 300--350 тыс. человек. Любопытно, что мест на специальных трибунах хватает максимум тысяч на 100 -- остальные толпы фанатов тусуются день и ночь внутри гоночного кольца в так называемой "деревне", которую возводит всего за одну ночь самый великий джинн в мире. Имя ему -- Коммерция.

Деревня представляет собой удивительную мешанину из ресторанчиков и закусочных, палаток с различными сувенирами и "фирменных" магазинов Audi, Bentley, Chevrolet, Porsche и других автомобильных фирм -- участниц гонки. Рядом с демократичным развалом с дешевыми майками и кепками можно найти магазин Hermes, а рядом с лотком по продаже хот-догов -- бар, где подают исключительно шампанское. На всю толпу всего два общественных туалета и несколько огромных плазменных панелей, по которым транслируется гонка. В отдельном углу -- небольшой Луна-парк с примитивными развлечениями. Колесо обозрения и симулятор боевого истребителя успехом не пользуются, зато вокруг гоночных автоматов SEGA и PlayStation -- толпы виртуальных гонщиков.

Но самые популярные аттракционы -- доморощенные развлечения в духе ярмарочных средневековых балаганов. В баре с шампанским стоит на стойке детская пластмассовая ванночка, наполненная благородным напитком. Дюжий представитель фирмы бесцеремонно берет желающих за шкирку и прижимает их головы ко дну ванночки до тех пор, пока те не начинают пускать пузыри и давать обильную пену. Тот, кто продержится под водой... простите, под шампанским дольше всех, получает приз -- бокал дорогого шампанского. А за углом на подпорках стоит макет гоночного автомобиля. Все желающие могут испытать себя в качестве механиков на пит-лейне. Команды из четырех человек соревнуются на время в хитром деле замены колес. Говорят, англичане, разогретые пивом, показали время, достойное механиков "Формулы".

ФРАНЦУЗСКИЙ БУКВАРЬ.

Трасса кольца Сартэ составляет 13 605 метров и проложена частью по специально подготовленному треку, частью -- по дорогам общего пользования. За сутки участники должны сделать максимальное количество кругов. В каждой команде три гонщика, которые периодически сменяют друг друга. Водитель может провести за рулем не более 14 часов за время всей гонки и не более 4 часов за один раз. Рекорд Le Mans был поставлен в 1971 году, когда Porsche проехал в итоге 5335,3 км со средней скоростью 222,3 км/ч.

Все болиды разделены на четыре класса: LM-P, LM-GTP, LM-GTS и LM-GT, где LM означает не марку сигарет, а собственно Le Mans. "P" -- это прототипы, внутри которых существует собственная классификация с ограничениями по весу -- 900 и 675. GTP -- "прототипы гран туризмо". Эти два класса -- самые серьезные участники гонки. В них выставляют свои болиды Audi, Bentley, Peugeot, Cadillac, Chrysler, MG, Nissan, Volkswagen, а также Ascary, Panoz и Dome. Всего на старте этого года было 28 машин класса LM-P и LM-GTP. GTS -- "гран туризмо спорт". Участники -- Chrysler Viper, Chevrolet Corvette, Saleen Ford. Всего 9 машин на старте. GT -- "гран туризмо". Этот класс представлен исключительно Porsche 911, в компанию которых затесался одинокий Callaway Chevrolet. Вcего 11 автомобилей было на старте Ле Ман-2001.

ВСЕ ЛЮДИ - БРАТЬЯ.

Безопасность зрителей носит в Ле Мане культовый характер -- в памяти устроителей все еще жив легендарный полет болида Mercedes в 1999 году, когда автомобиль исполнил в воздухе пару фигур высшего пилотажа и приземлился в кустах за пределами кольца. Поэтому зрители отделены от трассы бетонными барьерами и высокими сетками. Они располагаются живописными группами на холмах вокруг трассы -- наиболее запасливые привозят с собой раскладные шезлонги и дорожные холодильники с пивом.

С точки зрения журналиста или VIP-гостя, получающих все мыслимые и немыслимые пропуска в боксы команд и на пит-лейн, зрители практически ничего не видят: ни напряженной работы механиков, ни самих машин, ни закулисной жизни команд в задних помещениях боксов. Каждые две-три минуты в сотне метрах от них проносится с ревом очередной болид -- и так 24 часа! Что же влечет сюда тысячи безумцев?

Удивительный дух праздника, который витает над деревней и представляет смесь выхлопных газов и ароматов жареной свинины и сосисок. Добавьте сюда еще звук моторов, работающих на пределе возможного, рев болельщиков команды-фаворита Audi, который эхом отдается в нише трибуны для VIP-персон, перекрывая рев мотора немецкого болида и многочисленные сопелки-дуделки, которые вообще перекрывают все остальные звуки гонки. Приправьте это пивом и молодым красным вином, удивительным духом всеобщего братства и свободы -- вот он Ле Ман.

Приезжать в Ле Ман на своем автомобиле, чтобы посмотреть гонку, глупо: накануне и в день окончания гонки многочасовые пробки создаются не только в городе, но и на окрестных магистралях. Поэтому самый распространенный и быстрый транспорт в эти дни -- поезд и собственные ноги. Единственное, что оправдывает поездку в Ле Ман на машине -- незаурядность этой машины. Для российского болельщика отлично подойдет ГАЗ-21 -- "Бентли" тут и без нас хватает.

Автомобильные стоянки и кемпинги вокруг кольца -- это самый грандиозный автомузей, который я когда-либо видел. Знаток автостарины может сойти тут с ума всего за пару часов, запутавшись в годах, месяцах и датах выпуска раритетов, стекающихся на гонку, как звери на водопой в день Великого Водного Перемирия.

Вот с великим грохотом проносятся под развевающимися "Юнион Джеками" члены загадочного общества Black Rat Racing на ревущих Caterham. Вот стайка пижонов, все на Porsche 911 Carrera, бешено сигналят паре Lotus, застрявшей на развилке. Но есть и гордые одиночки -- около палатки приткнулся Ferrari начала девяностых. А фанат на Bentley Arnage терпеливо пропускает мимо себя колонну таких же саксов на автомобилях с неблагозвучным для русского уха именем Panoz... Хотя сами машины, говорят, ничего.

Лучше всего добираться на гонку поездом. Из Парижа, с вокзала Монпарнас. На скоростном TGV в пути придется провести немногим менее часа. Билет "туда-обратно" в вагоне второго класса стоит $44. Входной билет внутрь кольца Сартэ, в деревню, стоит около $50. Сидячее место на трибунах -- $20--50 в зависимости от близости к месту старта-финиша. С гостиницами на время проведения гонки в Ле Мане сильная напряженка -- все места раскуплены в радиусе 70 километров, включая местные дома колхозника-винодела. Поэтому большинство проводит эти два дня в палаточных городках, распивая пиво и жаря сосиски. Более подробную информацию можно найти на официальном сайте гонок www.lemans.org .

Тысяча миль и не одна ночь

По Италии проложены тысячи туристических маршрутов. Тысяча первый таков: Брешиа--Верона--Феррара--Равенна--Сан-Марино--Урбано--Перуджа--Рим--Болонья--Парма--Брешиа. По этому маршруту ежегодно проходит знаменитое ралли Mille Miglia ("Тысяча миль") -- крупнейшее в мире состязание на раритетных -- 1927-1957 гг. выпуска -- автомобилях. Уникальный случай всего за несколько дней познакомиться с самым большим передвижным музеем автомобильной славы и немного приобщиться к хобби весьма состоятельных людей.

ОДИН ЗНАКОМЫЙ ГОНЩИК КАК-ТО ЗАМЕТИЛ: "НЕ ПОНИМАЮ ТЕХ, КОМУ НРАВИТСЯ "ФОРМУЛА". ПО-МОЕМУ, СКУЧНО. НАСТОЯЩИЕ ГОНКИ -- ЭТО РАЛЛИ".

С тем, что именно ралли -- настоящие гонки, конечно, можно спорить. Но то, что наблюдать за ними "вживую" гораздо любопытнее, чем за "Формулой", по-моему, вне всяких сомнений.

СПЕЦУЧАСТОК. Маленький чистый городок Льорет-де-Мар. Коста-Брава. С одной стороны -- Средиземное море, с другой -- покрытые густым лесом Пиренеи. Таков антураж "Ралли Каталония". Природа!

Нет, серьезно, когда сравниваешь ралли с "Формулой", природа -- явно не последний фактор. Одно дело -- загазованный автодром, на котором ты вынужден потеть пять часов, совсем другое -- покрытый травкой пригорок в тени деревьев, да еще в очень живописном местечке. И выбрать его ты можешь по собственному усмотрению. Ведь в ралли трасса -- это целый регион. И перемещаться по нему можно свободно. Арендуешь Seat Ibiza и ездишь по Пиренеям от спецучастка к спецучастку. А если надоест смотреть за гонками, выбираешь ресторанчик над обрывом, откуда до трассы рукой подать. Иными словами, любовь к автоспорту на ралли легко совмещается с туризмом.

Конечно, насчет полной свободы перемещений -- небольшое преувеличение. Есть спецучастки "повышенного спроса", попасть на которые можно, только заплатив деньги. Скажем, так называемый "технический" этап на стадионе неподалеку от Монтмелло, где гонщики соревнуются на трассе, похожей на кроссовую: очень хорошее шоу. Но это все же не $100, которые вам придется выложить за "Формулу", а в пять раз меньше. Но есть спецучастки, на которые попадаешь совершенно бесплатно. И при этом машины проносятся так близко, что рукой можно дотронуться -- никакой колючей проволоки. Так, по паре охранников на каждые двести метров дороги.

Впрочем, дотрагиваться не советую: каждый год во время чемпионата мира кто-то из зрителей становится жертвой собственной неосторожности. Не понимают, что в ралли пилот оценивает ситуацию в основном по командам штурмана и на тех, кто выбегает на вираже к самой обочине, может просто не обратить внимания.

РАЗБЕРЕТЕСЬ НА МЕСТЕ.

Выбегать к обочине, собственно, и не нужно: ралли и так по сравнению с "Формулой" гонки более чем доступные для зрителя. Ну, разве можно представить, что по обычному билету вас допустят в "формулический" паддок? А в ралли -- пожалуйста: даже без билета спокойно подъезжаете к так называемой сервисной зоне, где обслуживают автомобили в середине дня. И через маленькую ограду наблюдаете за тем, как Колин Макрей орет на своих механиков за то, что подобрали для его Ford Focus не ту резину, а Томми Мякинен открывает капот своей Mitsubishi и рассказывает персоналу, как по ходу гонки у него засбоил движок.

Гостиницу даже за неделю до начала этапа заказать не проблема -- в марте в Каталонии курортный сезон еще не начался, а ралли такого ажиотажа, как "Формула", на которую приезжает по полмиллиона фанов, все-таки не вызывает. В Коста-Браве относительно тихо, пробок на дорогах почти нет. Как нет и пьяных мужиков, распевающих ночью под окнами вашего отеля: "Шумахер! Феррари!"

Есть у этого вида гонок и один очевидный минус, о котором говорят все, кто побывал на этапе чемпионата мира. На ралли -- во всяком случае, зрителю-дебютанту -- довольно трудно понять, что происходит на трассе, кто лидирует. Это на "Формуле" все едут в куче -- на ралли же старт раздельный. Причем вовсе не обязательно, что тот, кто едет впереди, первый на этот момент и в классификации -- необходимо внимательно следить за разрывом, сопоставляя его с итогами предыдущего дня и предыдущего спецучастка.

Но, по большому счету, один раз приехав на ралли, вы во всем разберетесь. А можете и не разбираться: в конце концов поездку на этап чемпионата мира можно, повторим, превратить в просто туристическую, без зацикливания на спорте. А чтобы никто не мог к вам придраться, в качестве доказательства того, что на ралли вы все-таки побывали, приобрести фирменную майку или бейсболку одной из элитных "конюшен".

Автогонщик - спортсмен, профессинальный участник автомобильных гонок. Профессия подходит тем, кого интересует физкультура и ОБЖ (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Особенности профессии

Автогонки - это зрелищный спорт. Гонщик управляет специальным, произведённым на заказ, гоночным автомобилем. Каждый такой автомобиль эксклюзивен, совершенен, великолепен. Автогонщик по своим профессиональным качествам должен соответствовать этому чуду техники и инженерной мысли.

От того, насколько гонщик чувствует свой автомобиль и сливается с ним в едином порыве, зависит успех соревнований. Управление автомобилем — это определенная координация движений, у гонщика она опережает сознание. Это должны быть автоматические реакции, которые нарабатываются множеством повторений, зависят от опыта. Гонщик достаточно много времени уделяет тренировкам, поэтому, когда он участвует в соревнованиях в режиме реального времени, какие-то вещи у него получаются автоматически.

Автогонщик ведет серьезную подготовку к соревнованиям задолго до их начала. В его задачи входит: изучение топографии трассы, ведение гонки соответственно рельефу трассы; эксплуатация и управление гоночным автомобилем; теоретическая разработка эффективных маневров на трассе перед гонкой совместно с тренером или самостоятельно при прохождении трассы; оценка возможностей транспортного средства и участие в его усовершенствовании; регулярные тренировки при подготовке к гонке; психологическая подготовка к гонке.

Плюсы и минусы профессии

Плюсы

Престижность, азарт, для любителей экстрима - невероятный выброс адреналина. Гонщиков называют адреналиновыми наркоманами.

Минусы

Опасность и серьезный риск, колоссальная ответственность. За автогонщиком стоят спонсоры, механики, целая команда, благодаря которой становится возможным участие в гонках. Груз ответственности перед ними очень сильно давит.

Автогонщик - это не столько профессия, сколько призвание. Пилот автомобиля, автогонщик, ничего не получает, кроме уважения и восхищения людей, которые за него болеют. И кубка, который стоит несколько сотен рублей. Есть суперпрофессиональные пилоты, их единицы в России, которые за свой труд получают деньги. Но в российском кольцевом спорте их не наберется и пяти человек. Подавляющее же большинство гонщиков делают это ради собственного удовольствия, вкладывают свои деньги в гонки. Наиболее талантливые, опытные, профессиональные находят возможность привлекать чужие деньги (деньги спонсоров). Как правило, автогонщики зарабатывают на жизнь в сфере, косвенно связанной с гонками - это может быть автомобильная журналистика, тренерская и инструкторская работа, подготовка автомобильных презентаций и т.п.

Виды автомобильных соревнований можно классифицировать по типам трасс, на которых проводятся состязания, по особенностям гоночной техники, по особенностям спортивного регламента и т. д.

От вида гонок зависит состав экипажа машины. Например в гонке на болиде по кольцу гонщик управляет машиной самостоятельно. А в галли экипаж машины состоит из двух человек: первый пилот - это водитель, второй пилот - это штурман.

Гоночные автомобили.

Европейские фирмы начали строить гоночные автомобили после 1900 года. На сегодняшний день существует большое количество различных гоночных автомобилей. По рабочему объему двигателя и массе гоночные автомобили подразделяются на группы — гоночные формулы: формула-1(3 литра, менее 500 кг), формула-2 (до 1,6 литра, менее 450 кг), формула-3 (до 1 литра, менее 400 кг). Наиболее известные фирмы по производству гоночных автомобилей — это «Лотус» (Великобритания), «Порше» (Германия), «Форд» (США).

Рабочее место

Организации автомобильного спорта (спортсмен, тренер); спортивные клубы; спортивные секции.

Важные качества

Способность идти на риск, быстрота реакции, развитое пространственное воображение, распределение внимания, гибкость мышления, высокая помехоустойчивость, уверенность в себе, хорошая координация движений, физическая выносливость, способность анализировать и прогнозировать развитие ситуации, психическая и эмоциональная устойчивость, настойчивость и упорство, стремление к победе, отменное здоровье, острое зрение, хороший глазомер, отличная концентрация.

Оплата труда

Зарплата на 19.11.2019

Россия 25000—120000 ₽

Москва 30000—120000 ₽

Где учат

Профессиональным автогонщиком можно стать, занимаясь в спортивных клубах и секциях.

Знаменитые автогонщики

В Формуле-1 болиды обладают огромной скоростью, и безопасности автогонщика уделяется большое внимание. Перед каждым заездом проверяется состояние гонщика и автомобиля. Участник Формулы-1 обязан надеть специальный комбинезон фирмы Sparco, который защищает его от огня в течение 14 секунд. Одним из лучших автогонщиков мира является Льюис Хэмилтон - британский автогонщик, который выступает в команде Vodafone McLaren Mercedes. Он стал самым молодым чемпионом мира в истории Формулы-1 - в 23 года. До сих пор никому не удалось достичь его результата.

Автоспорт в России

На высочайшем уровне автоспорт находится в Татарстане - все руководство республики занимается автоспортом. Там есть шикарный автодром, лучшая в Европе ралли-кроссовая трасса, сейчас уже практически закончено строительство кольцевой трассы. Татарстан — это настоящее прибежище автомобильного спорта, единственное на всю РФ. В Подмосковье есть только один автодром — Мячково. В Красноярске есть еще небольшой трек, но он находится слишком далеко от Москвы. Такая плачевная ситуация в российском автоспорте объясняется тем, что для организаторов неприбыльно проводить автогонки, малорентабельно, им остается маленькая наценка. Чаще всего невозможно провести соревнование без помощи со стороны, без дополнительного спонсорства. Есть серьезная проблема в девелоперах от автоспорта или в промоутерах. В России нет трассы для проведения этапов «Формулы—1», в свое время не нашлось инвестора, который готов был вложить в это бешеные деньги. Такой огромный профессиональный автодром дал бы толчок автоспорту в России.

Автоспорт в Америке

В Америке индустрия автоспорта развита великолепно. Невероятно популярны гонки из серии NASCAR — 36 этапов в год, 40 автомобилей на старте, на каждом автомобиле установлено по 6 камер, которые в режиме реального времени «поливают» всю трассу. Это значит: 240 камер на автомобилях плюс такое же количество по всему треку. Порядка 150 тысяч зрителей на каждой гонке. Десятки миллионов зрителей у телеэкранов, которые смотрят за этой серией. Гонки идут три дня подряд: пятница, суббота, воскресенье. Это профессиональная, серьезная и чрезвычайно прибыльная индустрия.