В какой день 8 марта. Международный женский день - история и традиции праздника

20.05.2022

С самого детства прекрасные дамы с нетерпением ждут чудесный праздник – 8 Марта, в честь которого им приносят поздравления, цветы и подарки. Мужчины с наступлением этого весеннего дня превращаются в галантных кавалеров, оказывают своим любимым женщинам знаки внимания, говорят им приятные слова и готовы выполнить любой каприз. Но разве могли бы вы подумать, что, в отличие от сказочных историй появления многих праздников, история возникновения праздника 8 Марта уходит корнями далеко в прошлое и тесно переплетена с непрекращающейся борьбой женщин многих поколений и народов за свои естественные права и равенство полов?

Истоки праздника из древних времён

История Античной Греции упоминает первое выступление женщин против сильного пола, когда Лисистрата с целью остановить военные действия объявила сексуальную забастовку. В Древнем Риме, напротив, женщины почитали мужей, и существовал особый для представительниц прекрасного пола день, в который мужчины одаривали своих матрон (свободных замужних женщин), а невольные рабыни получали освобождение от работы. Весь римский народ в праздничном одеянии и приподнятом настроении отправлялся на поклонение в Храм богини Весты, охранительницы домашнего очага.

По мнению некоторых специалистов, возникновение 8 Марта может быть связано с поистине мудрым и героическим поступком Есфири, любимой жены персидского царя Ксеркса. Женщина, будучи иудейкой, скрыла своё происхождение от мужа и взяла с него клятву защитить её народ от врагов. Есфирь спасла евреев от грозившего им нападения персов, поэтому день 13 Адара, приходившийся на период с конца февраля по начало марта, стал праздником Пурима. В 1910 году, когда был официально закреплён Международный женский день, Пуриму отмечали точно 8 марта.

Международные основы Женского дня

Во все времена женщины стремились к равноправию с мужчинами и достигали своих целей разными способами: хитростью, умом, лаской – но порой обстоятельства требовали решительных открытых выступлений. С такими событиями связана история праздника международного женского дня 8 марта 1857 года, когда жительницы Нью-Йорка, работающие на фабриках, вышли на демонстрацию, получившую в истории название «марша пустых кастрюль». Их требования включали уменьшение продолжительности рабочего дня, повышения качества условий труда и оплату, равную мужской. В результате выступления была создана профсоюзная организация, в список членов которой были впервые включены представительницы женского пола для представления своих интересов, что стало большим достижением и вдохновило активисток во всём мире.

Спустя ровно 51 год нью-йоркские женщины вновь отстаивали свои права, выйдя на митинг. К лозунгам прошлого выступления на этот раз добавились требования о получении женщинами право отдавать свой голос в качестве избирателя. Шествие было разогнано местными органами правопорядка с применением струй ледяной воды, однако выступающие добились создания конституционной комиссии для рассмотрения вопроса о женском голосовании.

В 1909 году по решению партии социалистов США последнее февральское воскресение было объявлено национальным женским днём, празднование которого было ознаменовано парадом свободных американских женщин ежегодно до 1913 года.

Следующей вехой в истории праздника 8 Марта стала копенгагенская вторая Международная конференция работающих женщин 1910 года, на которой присутствовало более сотни активисток из многих стран мира.

Немецкая социал-демократка Клара Цеткин, основываясь на опыте американских единомышленниц, выдвинула предложение установить Международный день солидарности женщин, которые объединяются, выступая за социальное, экономическое и политическое равенство полов.

Предложение было принято единодушным решением делегатов конференции. В течение 3-ёх последующих лет женщины ряда европейских стран, таких как: Германия, Австрия, Дания, Швейцария – праздновали учреждённый день проведением шествий и демонстраций, однако единая дата не была определена. Только к 1914 году праздник был привязан к дате 8 марта в мировом масштабе.

Через 61 год, в 1975 году, ООН провозгласила 8 марта Международным днём женщин на официальном уровне и предложила своим государствам-участницам приурочивать мероприятия, направленные на преодоление проблемы гендерного неравенства, именно к этому дню.

Отечественная история возникновения 8 Марта

История праздника 8 Марта в России отсчитывается с 1913 года, когда в петербургской хлебной бирже собралось около полутора тысяч человек на научные чтения, касающиеся вопросов прав женщин. 23 февраля 1917 года (по старому летоисчислению, или по юлианскому календарю, и 8 марта - по новому григорианскому) жительницы Северной столицы снова отправились на митинг, на этот раз их лозунги требовали «хлеба и мира». Это событие случилось накануне Февральской революции: спустя 4 дня последний монарх великой Российской империи, Николай II, отрекся от престола, а получившее бразды правления временное правительство наделило женщин избирательными правами.

В 1965 году руководством Советского союза Международному женскому дню был придан статус государственного праздника, а 8 марта был объявлен выходным днём во всесоюзном масштабе в честь советских коммунисток, храбро выступивших против врага в военное время и проявивших самоотверженность в построении мирного общества.

Современный подход

Международный женский день официально закреплён как нерабочий день и празднуется практически во всех республиках на постсоветском пространстве с незначительными переносами в дате и изменениями в наименовании. Так, в России, Белоруссии, Латвии, Молдавии, Украине и ряде стран СНГ праздник не претерпел изменений, в Таджикистане теперь 8 Марта получило название Дня матери, в Армении его отмечают 7 апреля и именуют Днём матери, красоты и весны. А вот Литва и Эстония после распада СССР поспешила избавиться от пережитков прошлого и исключила из перечня праздников этот день.

По прошествии времени праздник 8 Марта лишился политической подоплёки и стал скорее днём женщин-матерей, а не женщин-воительниц. Мужья, сыновья, братья, коллеги стремятся поздравить своих жён, матерей, сестёр и сослуживиц, выказать им свою любовь и расположение в этот день. Читайте также, . И идеи подарков любимой маме к Женскому дню .

Не только великая Россия, но и весь мир дружно отмечает Международный женский день 8 марта. В современном обществе этот праздник ассоциируется с цветами, подарками и дополнительным выходным. А тем временем изначальные социальные и политические смыслы попросту остаются без внимания. История возникновения женского дня постепенно забывается и теряется в десятилетиях. Но так было не всегда! Первопричины законного утверждения даты далеки от сегодняшней трактовки. Об официальных и второстепенных теориях читайте подробнее. А после - кратко ознакомьте детей с происхождением праздника 8 марта: история в доступной интерпретации наверняка заинтересует и младших школьников, и старшеклассников.

8 марта: официальная история возникновения праздника женщин, весны и цветов

Согласно официальной версии СРСР, история возникновения 8 марта связанна с легендарным «маршем пустых кастрюль», проведенным текстильщицами города Нью-Йорк в 1857 году. Женщины рьяно протестовали против нечеловеческих условий труда, низких зарплат и ограниченных прав в обществе. Такое явление повторялось неоднократно. А в 1910 году немецкая коммунистка выступила на форуме с требованием учредить Международный женский день. Клара Цеткин подразумевала под таковым не сегодняшнее торжество с подарками и цветами, а массовое мероприятие 8 марта для проведения женщинами ежегодных митингов, забастовок, шествий. Именно таким способом тогдашние трудящиеся представительницы слабого пола могли открыто выразить свое недовольство жесткими условиями жизни и труда.

Первоначальное название календарного праздника звучало как «Международный день солидарности женщин в борьбе за свои права», а датой был выбран день проведения «Марша пустых кастрюль». На территорию СРСР мероприятие привела подруга немецкой коммунистки – Александра Колонтай. И с 1921 года праздник стал законным и на наших просторах. Такова официальная история возникновения праздника женщин, весны и цветов 8 марта. Но существует еще несколько теорий, имеющих слегка необычный подтекст.

Другие версии истории возникновения праздника 8 марта

Одна из второстепенных версий возникновения праздника 8 марта подразумевает восхваление евреями иудейской царицы. Доподлинно неизвестно, являлась ли Клара Цеткин еврейкой, но ее стремление связать Международный женский день с праздником Пурим не двузначно намекает на то, чтотаки была. Хоть дата еврейского празднования и скользящая, в 1910 она приходилась именно на 8 марта.

Третья теория возникновения 8 марта, как праздника защиты трудящихся женщин, наверняка не слишком понравится сегодняшним представительницам прекрасного пола, привыкшим ассоциировать торжество со светлыми и добрыми вещами. По скандальной версии в 1857 году в Нью-Йорке действительно был протест. Но проводили его не текстильщицы, а представительницы древнейшей профессии. Они массово выступали за выплату зарплаты матросам, не имевшим возможность расплатиться за оказанные женщинами услуги. В 1894 году проститутки повторили свой протест, требуя признать их права равными с кондитерами, швеями, уборщицами и т.д. Да и сама Клара Цеткин с Розой Люксембург не раз выводила тех самых мадам на улицы города, борясь с бесчинством полиции.

Откуда пошел праздник 8 марта: короткая история возникновения

Скорее всего, 8 марта – обыкновенная политическая акция социал-демократов. В начале 20 века женщины протестовали по всей Европе. А для привлечения внимания им не нужно было делать никаких сверхъестественных действий. Вполне достаточно активности на митингах и забастовках, ярких плакатов и громких социалистических лозунгов, чтобы привлечь общественность. Чем собственно и пользовались вожди социал-демократов. То есть, попросту заручились поддержкой широких масс женского населения. Аналогичным образом повысил свою популярность Сталин – подписал официальное постановление о Международном женском дне. Такая короткая история о том, откуда пошел праздник 8 марта, не обязательно подлинна от начала и до конца, но имеет свое место быть во многих публикациях и печатных документальных изданиях.

Эволюция праздника 8 марта: от митингов и забастовок до цветов и подарков

История умалчивает о том, когда на смену демонстрациям и шествиям пришла весенняя конфетно-цветочная традиция, но эволюция 8 марта очевидна. По мнению некоторых историков, такой процесс стал результатом осознанной политики советского руководства. Другие уверенны в том, что Международный день естественным путем обрел очертания торжества Дня матери, и любые революционные намеки сами собой исчезли не только с транспарантов, но даже с поздравительных открыток.

Еще при Брежневе (в 1966 году) 8 марта официально стало выходным днем, поэтому активная идея такой даты погасла окончательно. Со временем праздник превратился в день стереотипов о женщинах. Это отслуживается буквально во всем: в подборе подарков на 8 марта в поздравительных словах и т.д.

История Международного женского дня 8 марта для детей

Но как же грамотно подать детям непростую историю 8 марта, как Международного женского дня? Наверняка не каждый ребенок найдет для себя интересными рассказы о знаменитой активистке Кларе Цеткин и трудящихся женщинах с ущемленными правами. Но небольшая лекция о любви и уважении к маме, сестренке, бабушке и даже соседке обязательно понравится школьникам. Ведь, несмотря на то, что сегодняшнее отношение к женщинам и их правам достаточно уважительное, десятки лет назад свободы представительниц прекрасного пола были гораздо скромнее.

Рассказывая историю Международного женского дня 8 марта детям, стоит напомнить всем мальчикам, что девочки – это слабые и беззащитные создания. Поэтому ценить и оберегать их должен каждый уважающий себя мужчина, начиная со школьной скамьи и заканчивая солидным возрастом. А чтобы приподнять деткам завесу над происхождением и эволюцией светлого весеннего праздника, можно продемонстрировать познавательный видео-урок на заданную тему.

Видео-урок по истории 8 марта для детей

Удивительный праздник 8 марта: история его происхождения достаточно глубока, а путь развития длительный и тернистый. Возникновение Международного женского дня повлекло за собой колоссальные изменения в десятках государств, в том числе и в России. Так или иначе, но историю становления 8 марта хотя бы кратко должны знать не только взрослые, но и дети.


Как ни странно, из всех праздников, установленных во времена коммунизма, ни один не вызвал в последние годы столько эмоций, споров, критики, сколько 8 Марта. Одно из первых положений неписаного "катехизиса", которое осваивали неофиты начала 90-х годов: "8 марта не праздник, и отмечать его нельзя".

По правде сказать, в нашем посткоммунистическом сознании Международный женский день уже давно не ассоциировался ни с какими международными делами, а стал просто Днем матери (сестры, бабушки, учительницы...).

Тем удивительнее те бурные эмоции, с которыми о 8 Марта писали некоторые уважаемые православные публицисты. В деле спасения нет мелочей. В одном детском, но вполне серьезном христианском стихотворении есть такие строчки: "Не бывает маленького ада за миниатюрные грехи". Если празднование 8 Марта и в самом деле греховно, то об этом надо сказать во всей полноте нашей Церкви. А если нет – то тему следует закрыть и обратить внимание верующих на более серьезные проблемы, коих у нас, увы, по-прежнему очень и очень много.

Видимо, наиболее последовательно и аргументированно позицию противников 8 Марта изложил диакон Андрей Кураев – вероятно, самый известный православный публицист современной России. В нашумевшей книге "Как делают антисемитом" этому празднику посвящена отдельная глава под названием "Можно ли не праздновать 8 Марта?". Отец Андрей имеет счастливый талант не оставлять равнодушными своих читателей. Есть у него и горячие поклонники (как в Церкви, так и вне ее), и не менее горячие противники (опять-таки по обе стороны церковной ограды). Вот и эта статья (равно как и книга в целом) вызвала бурную реакцию, где порой эмоции перевешивали аргументы. Вполне ожидаемо было и то, что в определенных кругах книжку попросту обозвали "юдофобской". Но нам, православным, важно не в чьих-то пристрастиях и антипатиях разбираться, а определиться – в самом ли деле праздник 8 Марта недопустим для православного человека?

Отправной точкой для отца Андрея стал тот факт, что выбор 8 марта как даты "женского дня" не имеет исторического обоснования: "ни официальная историография, ни народные предания не сохранили ничего о каком-либо событии, которое некогда произошло именно 8 марта". К сожалению, это утверждение неверно. Еще в школе нам всем рассказывали, что именно 8 марта трудящиеся женщины в одной из стран Запада поднялись на борьбу за свои права. Или в изложении современного журналиста, "согласно официальной, широко известной версии "женский день" был приурочен к событиям 1857 года, когда 8 марта текстильщицы нью-йоркских фабрик прошли маршем по улицам города. Они требовали 10-часовой рабочий день, светлые и сухие рабочие помещения, равную с мужчинами заработную плату" и т.д. Так что официальная версия существовала.

Другое дело, что исторические события в основе праздника 8 Марта давно ушли куда-то на периферию сознания и никого в эпоху позднего коммунизма уже не интересовали. Социально-политическое измерение праздника, во всяком случае в быту, было напрочь забыто. Дети, даря цветы "Марьиванне", не задумывались ни о ее зарплате, ни о продолжительности рабочего дня. Но идем дальше. Раз сколько-нибудь значимых событий в истории в этот день не происходило, пишет отец Андрей, стало быть, мы лишь "статисты, приглашенные на праздник", а организаторы 8 марта "празднуют нечто совсем иное". "Чем мог быть дорог этот день для лидеров европейского революционного движения рубежа веков", которые и запустили этот праздник"? – задается вопросом автор. И более чем смело заявляет: "Роднили этих корифеев и героев не только принадлежность к партии революции и преданность идеям Интернационала. Еще у них было этническое родство. Интернационал, как оказалось, был на редкость мононационален… Именно выходцы из еврейского народа подняли мир на борьбу с "миром насилья" и призвали разрушить его "до основанья"". Спорить с тем, что евреи играли колоссальную роль в европейском революционном движении, – смешно (как пишет цитируемый отцом Андреем протоиерей Сергий Булгаков, которого никак не обвинишь в антисемитизме: "Еврейская доля участия в русском большевизме, увы, непомерно и несоразмерно велика"). И этот факт заслуживает серьезного осмысления.

Но отец Андрей, блестящий полемист, оказался заложником собственного остроумия. Каламбур про "мононациональный Интернационал", конечно, удался. Но сразу хочется спросить отца Андрея: а как же Энгельс? а наши отечественные "бесы", гениально описанные Достоевским? а потомок Рюрика Кропоткин? а князь Бакунин? а Софья Перовская? а Плеханов? а Ленин? (Впрочем, Ильича, пожалуй, можно зачислить в евреи – из-за не то дедушки, не то прадедушки Бланка, правда, выкреста – но не зайдем ли мы в таких копаниях слишком далеко?).

Увы, отец Андрей собственную шутку воспринял как исторический факт и отправную точку для дальнейших построений. "Представьте себя на месте, скажем, Клары Цеткин. Вам пришла в голову замечательная идея создать женский революционный отряд… И для консолидации и пропаганды этого движения вам нужен символический день, который был бы днем Женщины-Революционерки… Революция, как известно, живет религиозным пафосом… И мифотворческий инстинкт революции требует поставить вопрос так: были ли в истории женщины, которые поднимали народ на борьбу с тиранией и добивались успеха? Немец, француз, англичанин при такой постановке вопроса сразу вспомнили бы Жанну д"Арк.

Но Клара Цеткин – еврейка. И для нее вполне естественны ассоциации с историей ее родного народа. И в этой истории была такая фигура – Эсфирь. Много веков назад она спасла свой народ от тирана". Увы, несмотря на "подозрительную" фамилию и участие в революционном движении, Клара Цеткин, обычно ассоциируемая с учреждением 8 марта, – чистокровная немка. Выросла в традиционно лютеранской семье (папа преподавал Закон Божий и играл на органе в кирхе). Правда, замужем за евреем Цеткиным. Но достаточно ли мужа-еврея, чтобы строить столь смелые предположения о горячем желании самой Цеткин увековечить память Эсфири?

В новом издании отец Андрей отчасти скорректировал свою позицию. Теперь уже речь о том, что "Интернационал оказался довольно мононационален " (курсив наш), не говорится и о еврейских корнях Цеткин. Но сама идея: 8 марта = "праздник Пурим, пусть даже под другим названием", все равно отстаивается. Нетерпеливый читатель в этом месте может поинтересоваться: а когда же будет про 8 марта? При чем здесь Эсфирь, немка Клара Цеткин и ее еврейский муж? Ведь мы начинали с того, что 8 марта – день, не имеющий особых "примет" в истории, и пытались определить, чем же был обусловлен выбор именно этой даты. "Эсфири посвящен ежегодный и самый веселый праздник еврейского народа – Пурим. И празднуется он как раз на переломе от зимы к весне (у иудеев сохраняется лунный календарь, и потому время празднования Пурима скользит по отношению к нашему солнечному календарю почти так же, как скользит по отношению к нему время празднования православной Пасхи)", – напоминает в связи с этим отец Андрей. "Возможно, в тот год, когда было принято решение начать праздновать "Международный женский день", праздник Пурима пришелся на 8 марта".

***

Читайте также:

  • Святые отцы о семейных обязанностях христианина - Юрий Максимов
  • Что христианство подарило женщине? - протоиерей Андрей Ткачев
  • О, женщины! Поздравление ботаников - На злобу дня
  • Чудеса маленькие для маленьких, чудеса большие для больших - На злобу дня
  • Покажи мне твои иконы, и скажу, кто ты... Или фото русских "красавиц" - На злобу дня
  • Определение настоящей любви - На злобу дня
  • Как правильно встречать мужа с работы - руководство для святых жен - На злобу дня

***

Даже если в "тот год" и случилось такое совпадение – что это дает почитателям Эсфири, которые попытались навязать свой праздник остальному человечеству? На следующий год Пурим будет, к примеру, 25 февраля, а "женский день" по-прежнему 8 марта… У любителей Пурима, разъясняет отец Андрей, просто не было другого выхода – если каждый год дата праздника Революционерки менялась, "слишком уж было бы заметно, что празднуется всего лишь Пурим. И потому празднование Женщины-разрушительницы было решено отделить от праздника Пурима, зафиксировать и ежегодно 8 марта, независимо от лунных циклов, призывать все народы земли прославлять Женщину-Воительницу. Прославлять Эсфирь. То есть – поздравлять с Пуримом (пусть даже и не сознавая этого)".

Трудновато, конечно, проникнуть в глубины психологии евреев-революционеров, но, даже если принять на веру все предположения отца Андрея – я не представляю, чтобы их удовлетворил столь незначительный результат на пути к всемирному прославлению национальной героини. Ну и что, если день борьбы женщин за свои права отмечается, к примеру, через три недели после Пурима? Можно ли считать, что и в этом случае люди, и не слыхавшие про Эсфирь, все равно 8 марта прославляют именно ее ("пусть даже не осознавая этого")? А самое главное – нам ли, православным, бояться прославления Эсфири?

Ведь она – наша, родная, православная святая. В первом издании книги отец Андрей, популярно излагая книгу Эсфири, об этом и не вспоминает. Во втором – утверждает, что "в месяцесловах Православной Церкви имени царицы Эсфири нет. В службе в неделю Праотец есть теплые воспоминания о святых еврейках Ветхого Завета: "С ними же сликовствует и жен благолепие: Сарра, Ревекка, Рахиль, и Анна же, и славная Мариам Моисеева купно" (стихира на Хвалитех). Эсфири в этом перечне нет. В календарях Московской Патриархии имя Есфири отсутствует до 1977 года". Почему Эсфирь не упоминалась в календарях Московской Патриархии, сказать трудно, но это не самое главное. Стихира, которую цитирует отец Андрей, взята из службы святых Отец. А Эсфирь воспоминается в Неделю святых Праотец: "Крепостию Твоею древле силы сотвориша дщери, Господи, Анна и Иудифь и Девора, Олда, Иаиль же, Есфирь, Сарра, Мариам же Моисеева, Рахиль и Ревекка и Руфь, велемудрыя" (1-й тропарь 9-й песни канона Недели святых Праотец). "Высшая, Божественная оценка действий Эсфири и Мардохея отсутствует в Библии.

В еврейском тексте книги Эсфирь вообще ни разу не упоминается имя Божие… Перед нами – скорее, историческое сказание, чем откровение Божие", – утверждает отец Андрей (а в первом издании – вообще категорично: "Это историческое сказание, а не откровение Божие"). Отец Андрей приводит свидетельства того, что в каноничности этой книги сомневались и иудеи, и ранние христиане. Это правда.

Но ведь их сомнения Церковь отвергла! Тем более странно, что отец Андрей в связи с этим цитирует еще одного врага книги Эсфирь – Мартина Лютера, чье стремление подогнать Библию под свой вкус доходило до того, что он отвергал каноничность Апокалипсиса и послания Иакова (с его убийственным для лютеровского богословия тезисом "Вера без дел мертва"). Да и Пурим, который отец Андрей называет – в пределах одного абзаца – "днем заведомо безнаказанных массовых убийств", "днем погрома", "днем убийства тысяч детей", праздновала ветхозаветная Церковь (см. вступление к книге Есфирь в Толковой Библии под редакцией Лопухина).

И, как мы видим из службы в неделю Святых Праотец ("Крепостию Твоею древле силы сотвориша дщери…"), церковное Предание, несмотря на умолчание еврейского масоретского текста, деяния Эсфири также связывает с помощью Божией. В одном и, пожалуй, самом главном мы безоговорочно согласны с отцом Андреем. Для нас Пурим – это древняя история. Для иудеев, по крайней мере, определенной их части, – это и поныне модель отношения к окружающему миру. Проблемы, поставленные отцом Андреем в его книге, весьма актуальны.

Но мы, православные христиане, в полемике с современными либеральными журналистами, носящими нередко еврейские фамилии, да не дерзнем осуждать ветхозаветных праведников – Авраама, Иисуса Навина, Давида, Есфирь – с высоты морали Нового Завета. "Так безосновательно ли предположение, что в сознании еврейских лидеров Интернационала женское революционное движение ассоциировалось с именем Эсфири, а 8 марта было избрано ими в силу привычки праздновать в эти дни семейный праздник Пурим?" – задается вопросом отец Андрей. В свете всего того, что он сам выдвигает в подтверждение своей гипотезы, на его вопрос можно ответить категорически – безосновательно.

Идея принадлежала нееврейке, проникнуть в сознание давно покойных "еврейских лидеров" и проверить наличие ассоциации "женское революционное движение – Эсфирь" вряд ли дерзнет самый искушенный телепат, а почему именно 8 марта стало для них суррогатом привычного "семейного праздника", так и осталось необъясненным. Тем более, неприемлемо следующее умозаключение: из того, что 8 марта – Пурим, отец Андрей делает вывод, что и 23 февраля – тоже Пурим. "Оказывается, – пишет отец диакон, – 8 марта по новому стилю – это 23 февраля по старому. Вот и отгадка – почему "мужской" день и "женский" так недалеко друг от друга. Когда европейские братья по Интернационалу отмечали "восьмое марта", в России этот день назывался "двадцать третьим февраля". Поэтому в предреволюционные годы партийцы и сочувствующие им привыкли считать праздничным днем 23 февраля. Затем календарь переменили, но остался рефлекс праздновать что-то революционное 23 февраля. Дата была. В принципе (учитывая плавающий характер Пурима) эта дата ничем не хуже и не лучше 8 марта. Но – надо было найти и для нее прикрытие.

Спустя несколько лет соответствующий миф был создан: "День Красной армии". Память о первом сражении и первой победе". Здесь, пожалуй, наиболее ценное соображение – то, что для празднования Пурима 23 февраля "ничем не хуже и не лучше", чем 8 марта. Другими словами, ни то, ни другое никакого отношения к Пуриму не имеют. Но почему-то отец Андрей делает прямо противоположный вывод, и 23 февраля тоже становится Пуримом (причем его "мужским" вариантом – может, евреи тем самым хотели прославить главного героя книги Эсфирь Мардохея?). И опять-таки ничем не обоснованное проникновение в глубины психологии – "остался рефлекс праздновать что-то революционное".

Словом, речь не о людях (пусть даже не очень хороших), а о собаках Павлова. И когда только успел выработаться этот рефлекс? Женский день в России (собственно, в те годы вовсе не праздник, а день борьбы за права) в первый раз отмечался 2 марта (по н. ст.) 1913 года – тогда еще по всей Европе дата не была выработана. Единый день 8 марта (= 23 февраля по ст. стилю) по всей Европе, включая Россию, был установлен лишь в 1914 году. (Как выясняли дотошные критики Кураева, в тот год Пурим отмечался 12 марта, но это отца Андрея не смущает: "А тут где Пурим? Да рядышком: был воскресный день, ближайший перед Пуримом. Предпразднество, так сказать…").

Так что 23 февраля, как и 8 марта, никакого отношения к Пуриму (кроме того, что все три бывают в пределах одного месяца) не имеет. Другое дело, что весьма сомнительные для Красной армии события под Нарвой, которым мы обязаны установлением Дня защитника Отечества именно 23 февраля, и в самом деле вряд ли заслуживают всенародного празднования. В истории русского оружия были куда более значимые победы. А вот дата 23 февраля закрепилась – хотим мы того или нет. Быть может, и в самом деле следовало бы избрать менее надуманную дату?

Теоретически это вполне возможно, учитывая условность "23 февраля". А практически – абсолютно нереально. Даже если бы все пуримоведческие изыскания отца Андрея оказались правдой, вряд ли это имело бы хоть какое значение для тех, кто привык праздновать "свой" день в кругу боевых товарищей именно 23 февраля. Кого смутит, что в этот день кто-то когда-то вроде бы праздновал Пурим? Или даже то, что в этот день началась Февральская революция?

У нас, православных христиан, есть замечательный, но, к сожалению, пока не ставший общенародным праздник – Неделя жен-мироносиц, празднуемая через две недели после Пасхи. Конечно, в идеале он должен быть "главнее", чем никак не укорененный в церковном предании "Международный женский день".

Но поздравить маму или учительницу, особенно если речь идет о человеке нецерковном, с 8 марта все-таки вполне допустимо, и это признает и сам отец Андрей: "Впрочем, и греха в том, чтобы поздравить коллегу по светской работе с "женским праздником", не будет". "Конечно, можно добрым словом пожелать женщинам всего наилучшего, и лучше это делать не только в этот день, а почаще", – разъяснил 8 марта прошлого года заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Всеволод Чаплин. Другое дело, что этот день, как правило, выпадает на Великий пост, который несовместим с увеселениями. Так что поздравлять – можно, а вот от застолья со скоромным и выпивкой на работе следует уклониться.

P.S. А как у наших зарубежных братьев во Христе? Отец Андрей настаивает, что 8 марта неизвестно за рубежом, поскольку в странах, где революция захлебнулась, "праздник революционерки" не прижился. В это утверждение следует внести определенные коррективы. Вот отрывок из прошлогоднего сообщения РИА "Новости": – Особенность празднования 8 Марта в Греции состоит в том, что эта дата воспринимается здесь исключительно как день, когда отдается должное борьбе женщин за свои права. Архиепископ Афинский и всея Эллады Христодул по случаю Международного женского дня выступил с обращением в адрес гречанок. "Церковь радуется правам женщин и всегда молится за их духовное возвышение во всех народах Земли. Этот день посвящен по всему миру правам женщин, и это справедливо: женщина – не вещь, не сосуд бесчестия и предмет порабощения. Она – Божие творение, украшение мужа и опора цивилизации", – пишет Предстоятель Элладской Церкви.

8 марта в Украине ежегодно отмечается сотни тысяч женщин. Однако объяснить, почему мы отмечаем Международный женский день именно 8 марта и будет как вообще история этого праздника - не так уж и просто. Как "проституток" в истории заменили на "трудящихся" и о протестах женщин - читайте в материале.

И если бы тем женщинам, которым мы обязаны праздником 8 марта – суфражисткам, сказали, что через сто лет женщины станут готовиться к этому дню в салонах красоты, а затем принимать в подарок от мужчин цветы, духи и комплименты, – эти дамы точно бы вышли из себя. А реакцию революционерки Клары Цеткин, которая предоставила Женскому дню статус ежегодного и международного вообще трудно представить.

История 8 марта – версия первая, официальная: День солидарности трудящихся женщин

Хотя эта версия создания праздника 8 марта времен СССР и была признана официальной (и больше никаких версии не рассматривали), она имеет несколько "ошибок".

Итак, по официальной версии праздник связан с "маршем пустых кастрюль", который состоялся 8 марта 1857 в Нью-Йорке. Тогда женщины, работавшие на текстильных красительнях, протестовали против плохих условий труда и низких зарплат. Во время марша они били в эти самые кастрюли, требуя предоставить им 10-часовой рабочий день вместо 16-часового, равную с мужчинами заработную плату и избирательное право.

Эта же версия говорит и про известную немецкую коммунистку Клару Цеткин. Именно ее часто называют женщиной, которая основала праздник 8 марта. В 1910 году на форуме женщин в Копенгагене Цеткин призвала мир учредить Международный женский день 8 марта. Она имела в виду, что в этот день женщины будут устраивать митинги и демонстрации, и тем самым обращать внимание общественности на свои проблемы.

Здесь еще стоит напомнить и о неоднозначном призыве Цеткин. Она была заядлой коммунисткой, а значит была готова на все ради собственных убеждений. В 1920 году, во время войны Польши и Советской России, Цеткин заявила с трибуны рейхстага следующее.

Ни один вагон с оружием для польских войск, со станками для военных заводов, построенных в Польше капиталистами Антанты, не должен пересечь границу Германии.

Для этого Цеткин призвала мобилизоваться всем "сознательным пролетарским женщинам", которые должны предлагать свою любовь любому "сознательному" рабочему, что отказывается участвовать в выполнении военных заказов.

В тогдашнюю Российскую империю этот праздник попал через подругу Цеткин – пламенную революционерку Александру Коллонтай. Ту самую, которая покорила Советский Союз "большой фразой".

Отдаваться первому встречному мужчине надо так же легко, как выпить стакан воды.

8 марта 1917 состоялась женская демонстрация в Петрограде. В то время как два миллиона солдат погибли во время войны, женщины вышли требованиями "хлеба и мира". Это историческое воскресенье приходится на 23 февраля по юлианскому календарю, или 8 марта по григорианскому – начало русской революции.

Четыре дня спустя царь отрекся от престола и временное правительство предоставило право голоса для женщин. 8 марта стало официальным праздником в СССР в 1921 году.

История 8 марта – версия вторая : протесты проституток , а не работниц фабрик

Эта версия происхождения праздника , пожалуй , самая скандальная и неприятная для всех представительниц прекрасного пола , которые с трепетом ожидают Международного женского дня .

Задержание суфражисток в Британии

В 1857 году в Нью-Йорке женщины действительно протестовали (как мы писали выше ), но были это не текстильщицы , а проститутки. Они требовали выплатить зарплату матросам , ведь те пользовались их услугами и не имели денег заплатить.

Еще позже – 8 марта 1894 – в Париже состоялась еще одна демонстрация проституток. На этот раз они требовали признать их права наравне с теми работницами сферы услуг, которые шьют одежду или пекут хлеб, и учредить специальные профсоюзы .

Задержание суфражисток

Похожие акции прошли в 1895 году в Чикаго, а в 1896 в Нью-Йорке. Эти протесты и стали предпосылкой памятного съезда суфражисток (от английского слова suffrage – "избирательное право") в 1910 году, где и было решено объявить 8 марта Женским днем и международным, как это предложила Цеткин.

К слову, сама же Клара Цеткин также принимала участие в подобных акциях. В 1910 году вместе со своей подругой Розой Люксембург она вывела на улицы немецких городов проституток с требованием прекратить бесчинства полиции. Вот только в советской версии "проституток" заменили на "трудящихся женщин".

История 8 марта – версия третья: чествование иудейской царицы

Существует версия, что Цеткин родилась в семье еврея-сапожника, а поэтому она связала 8 марта с еврейским праздником Пурим.

Согласно легенде, любимая персидского царя Ксеркса, Эстер, спасла иудейский народ от истребления, воспользовавшись своими чарами. Ксеркс хотел истребить всех евреев, но Эстер убедила его не только, чтобы не убивать евреев, а наоборот – уничтожить всех еврейских врагов, включая самих персов. Произошло это в день 13 Арда по еврейскому календарю (этот месяц приходится на конец февраля – начало марта). Почитая Эстер, евреи стали праздновать Пурим. Дата празднования была "плавающей", но в 1910 году она пришлась именно на 8 марта.

Задержание суфражисток в Германии

Другие версии

Некоторые убеждены, что 8 марта – день рождения госпожи Цеткин. Другие же, то ли в шутку, то ли всерьез утверждают, что в этот день Клара Цеткин (Эйснер) стала женщиной, а потом решила вписать эту интимную дату в мировую историю, завуалировав ее под день "международной солидарности женского пролетариата".

Версию о дне рождения Цеткин – можно легко опровергнуть, потому что, если верить историческим документам, она родилась 5 июля. А вот другая – о потере девственности – так и остается лишь странным предположением. Сам же праздник 8 марта с годами все больше обрастает подобными и маловероятными легендами.

Карикатура на суфражисток в прессе

Что мы празднуем 8 марта?

Если говорить сухо, то 8 марта – обычная политическая "пиар-кампания" социал-демократов. В начале XX века по всей Европе протестовали женщины. И чтобы привлечь к себе внимание, им даже грудь не нужно было показывать, как это делают современные активистки Достаточно было просто пройти по улицам с плакатами, на которых были написаны социалистические лозунги.

8 марта долгое время был обычным рабочим днем, только 8 мая 1965, накануне 20-летия Победы в Великой отечественной войне, Международный женский день 8 марта был объявлен в СССР праздничным днем.

Задержание суфражисток

Если сказать, что 8 марта – это коммунистический пережиток, вы не ошибетесь. Однако, нельзя игнорировать и тот факт, что с другой стороны это проявление женского движения. Не так уж важно, представительницы каких профессий вышли на улицы с протестами. После десятков лет нас интересует только сам факт.

Задержание суфражисток

В начале весны 8 марта отмечается прекрасный весенний праздник Международный женский день или всемирный день женщин. В этот день также отмечается праздник Украины — День землеустроителя.

Международный праздник — Женский день

Этот праздник отмечают все женщины, во время этого праздника вспоминают достижения женщин в экономической политической и социальной областях.
В наше время празднование Женского дня не несет собой цель утверждения равенства, этот день просто считается прекрасным днем весны и женской красоты, душевной мудрости и нежности.
Женский день 8 марта отмечается всей Организацией Объединенных Наций, а в России, Украине, Беларуси, Азербайджане и в Армении этот день является еще и национальным праздником.
Лидер женской группы из социал-демократической партии Германии Клара Цеткин в 1910 году на 2-ой Международной конференции работающих женщин в Копенгагене выдвинула идею о праздновании Международного женского дня.
Клара Цеткин предложила с целью борьбы женщин за свои права праздновать Женский день в каждой стране ежегодно в один и тот же день.
Официальным праздник «Международный женский день» стал в 1975 году по решению ООН.
Сегодня Международный женский день — это прежде всего праздник весны и внимания к женщине. В этот день представители сильной половины человечества радуют своих родных и любимых женщин подарками и заботой.

Праздник Украины — День землеустроителя

День землеустроителя или День землепорядника - это украинский профессиональный праздник, который отмечается ежегодно с 2000 года каждую вторую субботу марта. Время празднования этого дня было установлено Указом Президента Украины 11 декабря 1999 года «О дне землеустроителя». В этом году празднование Дня землеустроителя выпало на 8 марта. Землеустройство Украины обеспечивает охрану земельных ресурсов, создает благоприятную экологическую среду и формирует рациональную систему использования земель.

Необычные праздники

День крыльев весны

Сегодня необычный праздник - День крыльев весны. На крыльях теплого ветра к нам приходит весна.
Как встречать этот праздник? Да очень просто.
Пришла весна, просто наслаждайтесь первым теплом и ясным солнышком. Можете на праздничный стол 8 марта приготовить весеннее блюдо - жаворонки или «крылья весны».
Ингредиенты для жаворонков:
500 г. муки, 1/2 стакана молока, 1 пакетик (7 г.) сухих дрожжей (или 40 г. слежих), 80 г. сливочного масла, 2 желтка, 1 яйцо, 2 ст.л. сахара, соль, яйцо взбитое с чайной ложкой сахара (для смазывания выпечки), горсть изюма для украшения
Способ приготовления:
Подготовить опару, добавьте в опару размягченное сливочное масло, жестки, яйцо и оставщуюся муку, вымесите тесто, дайте тесту подойти в теплом месте час, затем обомните руками подошедшее тесто и дайте ему постоять еще полчаса-час.
Разделите готовое тесто на 10 равных шариков, каждый шарик раскатайте в жгут длиной 15 см и завяжите каждый жгут узлом, придайте одному концу форму птичьей головки, вылепив пальцами клюв, второй конец жгута расплющите и усадите «птичку» жаворонка на противень. Дайте постоять тесту еще 25-30 минут.
Разогрейте духовку до 200 градусов. Смажьте взбитым с сахаром яйцом поверхность теста. Выпекайте жаворонков до золотистого цвета 15-20 минут.

Праздник по народному календарю

Поликарпов день

В этот день в народе чтили память Святого Поликарпа, который был учеником апостола Иоанна и который впоследствии стал епископом Смирнским. Поликарпа часто называли «вождем Азии в христианстве».
8 марта в Поликарпов день незамужние девушки на Руси прибирали свои платья и грустили, потому что если девушке не успели сыграть свадьбу до масленой, то дальше уже ждали конца весны. В народе была такая поговорка: «Убирай, девка, сундуки, закрывай наряды».
Девицы, конечно времени зря все равно не теряли и после этого праздника старались привлечь женихов. Для этого они использовали разные обряды.
В Поликарпов день девушки дожидались пока взойдет на небе молодой месяц, а затем, увидев его, вертелись на пятке правой ноги и приговаривали: «Млад месяц, увивай около меня женихов, как я увиваюсь около тебя». Незаметно от всех девицы вметали в дом сор с улицы, при этом приговаривали: «Гоню в избу свою не воров, а молодцов. Наезжайте ко мне женихи с чужих дворов».
О сороках на Поликарпа говорили: «Сорока в лесу за гнездо принялась», «Пора сорокам в лес убираться, а тетеревам выступать с запевками».
Именины 8 марта у Александра, Алексея, Ивана, Климента, Кузьмы, Михаила, Моисея, Николая, Поликарпа, Сергея, Федора.

7 марта в истории

1965 г. - Международный женский день 8 марта стал нерабочим днём.
1968 г. - В Тихом океане во время боевого патрулирования затонула советская дизельная подводная лодка К-129. По разным данным, погибли от 98 до 105 моряков.
1969 г. - Египет разорвал перемирие с Израилем.
1975 г. - В Тихом океане затонула советская подлодка ПЛ-574 с ядерными ракетами.
1976 г. - На территорию Китая упал самый крупный известный каменный метеорит весом 1774 кг.
1982 г. - На экраны вышел фильм П. Тодоровского «Любимая женщина механика Гаврилова» с Л. Гурченко в главной роли.
1983 г. - Рейган на национальном съезде евангелистов назвал Советский Союз средоточием зла в современном мире, подлинной «империей зла», утверждая, что мира можно добиться только с помощью силы.
1984 г. - Умер П.Л. Капица, советский физик, академик, дважды Герой Социалистического Труда.
1988 г. - Семья Овечкиных из Иркутска захватывает самолёт и пытается бежать из СССР, штурм самолёта приводит к человеческим жертвам.
1992 г. - Умер Сергей Владимирович Образцов (р. 1901), русский советский режиссёр, актёр, писатель, художник, руководитель Центрального театра кукол.