Речевые игры
Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи. Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, то при наличии речевого дефекта у ребенка особое внимание необходимо обратить на тренировку его пальцев.
Результаты исследования Л.В. Антаковой-Фоминой показывают, что уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук, но с уровнем развития общей моторики совпадает не всегда/ Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и.рядом других учебных и трудовых навыков.
В настоящее время растет число де тей с минимальными мозговыми дисфункциями (30% от общего числа) , которые проя вляются нарушениями речи, мышления, изменениями качеств психики . Определенную роль в их возникновении играют нарушения функциональной асимметрии коры боль ших полушарий головного мозга и межполушарного взаимодействия.
Кинезиологические упражнения улучшают внимание и память, формируют пространственные представления. Занятия направлены на преодоление патологических синкинезий, устраняют дезадаптацию в процессе обучения, гармонизируют работу головного мозга. Все упражнения выполнять, постепенно увеличивая время и сложность.
КОМПЛЕКС № 1
1. Постучите по столу расслабленной кистью правой, а затем левой руки.
2. Поверните правую руку на ребро, согните пальцы в кулак, выпрямите, положите руку на ладонь. Сделайте то же самое левой рукой.
3. Звонок. Опираясь на стол ладонями, полусогните руки в локтях. Встряхивайте по очереди кистями.
4. Домик. Соедините концевые фаланги выпрямленных пальцев рук. Пальцами правой руки с усилием нажмите на пальцы левой, затем наоборот. Отработайте эти движения для каждой пары пальцев отдельно.
5. Постучите каждым пальцем правой руки по столу под счет «1, 1-2, 1-2-3 и т.д.».
6. Зафиксируйте предплечье правой руки на столе. Указательным и средним пальцами возьмите карандаш со стола, приподнимите и опустите его. Сделайте то же левой рукой.
7. Раскатывайте на доске небольшой комочек пластилина по очереди пальцами правой руки, затем левой.
8. Вращайте карандаш сначала между пальцами правой руки, затем левой (между большим и указательным; указательным и средним; средним и безымянным; безымянным и мизинцем; затем в обратную сторону).
9. Зафиксируйте предплечье на столе. Берите пальцами правой руки спички из коробочки на столе и складывайте рядом, не сдвигая руку с места. Затем уложите их обратно в коробку. Сделайте то же левой рукой.
КОМПЛЕКС № 2
1. Сядьте на пол «по-турецки», положите руки на диафрагму. Поднимая руки вверх, сделайте вдох, опуская руки - выдох.
2. Снеговик. Стоя. Представьте, что вы только что слепленный снеговик. Тело должно быть напряжено как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце и снеговик начал таять. Сначала «тает» и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т.д. В конце упражнения мягко упадите на пол и лежите, как лужица воды.
3. Сидя, согните руки в локтях, сжимайте и разжимайте кисти рук, постепенно убыстряя темп. Выполняйте до максимальной усталости кистей. Затем расслабьте руки и встряхните.
4. Свободные движения глаз из стороны в сторону, вращения.
5. Рожицы. Выполняйте различные мимические движения: надувайте щеки, выдвигайте язык, вытягивайте губы трубочкой, широко открывайте рот.
6. Поглаживание лица: приложите ладони ко лбу, на выдохе проведите ими с легким нажимом вниз до подбородка. На вдохе проведите руками со лба через темя на затылок, с затылка на шею.
7. Вытяните руки перед собой, сгибайте кисти вверх и вниз. Затем вращайте обеими кистями по и против часовой стрелки (сначала однонаправленно, затем разнонаправленно), сводите и разводите пальцы обеих рук. Попробуйте с движениями рук одновременно широко открывать и закрывать рот.
8. Сделайте медленные наклоны головы к плечам и «кивающие» движения вперед-назад. Затем сделайте круговые движения головой в одну сторону, затем в другую.
9. Сделайте круговые движения плечами вперед-назад и пожимания ими.
10. Возьмите в руки мяч или игрушку. По команде ведущего поднимите его вверх, вправо, влево, вниз.
КОМПЛЕКС № 3
1. Задержка дыхания . Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание так долго, насколько это возможно. Можно ввести элемент соревнования в группе.
2. Дерево. Сидя на корточках. Спрячьте голову в колени, колени обхватите руками. Это семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно поднимайтесь на ноги, затем распрямляйте туловище, вытягивайте руки вверх. Напрягите тело и вытяните его вверх. Подул ветер: раскачивайте тело, имитируя дерево.
3. Внутри-снаружи. Лежа на спине. Закройте глаза, прислушайтесь к звукам вокруг себя (шум транспорта за окном, дыхание других и т.д.). Перенесите внимание на свое тело и прислушайтесь к нему (собственное дыхание, биение сердца, ощущение позы тела и т.д.). Переключите внимание на внешние шумы и внутренние ощущения несколько раз.
4. Следите глазами по контуру воображаемой фигуры (круг, треугольник, квадрат) или цифры.
5. Делайте движения челюстью в разных направлениях.
6. Самомассаж ушных раковин: зажмите мочку уха большим и указательным пальцами, разминайте раковину снизу вверх и обратно. Потяните ушные раковины вниз, в сторону и вверх.
7. Попробуйте перекатывать орехи или шарики сначала в. каждой ладони, а затем между пальцами
8. Упражнение в парах: встаньте напротив друг друга, коснитесь ладонями ладоней партнера. Совершайте движения, аналогичные велосипеду.
9. Стоя на четвереньках, имитируйте потягивание кошки: на вдохе прогибайте спину, поднимая голову вверх; на выдохе выгибайте спину, опуская голову.
10. Прыгайте по команде ведущего вперед, назад, вправо, влево определенное количество раз.
КОМПЛЕКС № 4
1. Стоя, опустите руки, сделайте быстрый вдох, притягивая руки к подмышкам ладонями вверх. Затем, медленно выдыхая, опустите руки вдоль тела ладонями вниз.
2. Полет. Стоя. Сделайте несколько сильных взмахов руками, разводя их в стороны. Закройте глаза, представьте себе, что вы летите, размахивая крыльями.
3. Бегая по комнате, размахивайте руками и громко кричите. По команде остановитесь и расслабьтесь. Можно выполнять сидя или лежа на полу, размахивая руками и ногами.
4. Лежа на спине. На расстоянии вытянутой руки перед глазами хаотично двигайте какой-нибудь яркий предмет Следите за предметом глазами, не двигая головой.
5. Отработайте такие движения языка, как щелканье, цоканье, посвистыванье. Затем выполните последовательность: два щелканья, два цоканья, два посвистыванья и т.д.
6. Правой рукой массируйте левую руку от локтя до запястья и обратно. Затем от плеча до локтя и обратно. То же самое движение проделайте с другой рукой.
7. Прижмите ладонь к поверхности стола. Сначала по порядку, а затем хаотично поднимайте пальцы по одному и называйте их.
8. Встаньте на четвереньки и ползите, не задевая расставленные предметы на полу. Руки ставьте крест-накрест. С движениями рук совмещайте движения языка: сначала язык двигается за рукой, затем в противоположную сторону.
9. Сидя на полу, вытяните ноги перед собой. Совершайте движения пальцами обеих ног, медленно сгибая и выпрямляя их сначала вместе, затем поочередно. Добавьте синхронные движения кистями рук.
10. Клад. В комнате прячется игрушка или конфета. Найдите ее, ориентируясь на команды ведущего, например: «Сделай два шага вперед, один направо и т.д.».
Правильное произнесение звуков обеспечивается благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Точность, сила и дифференцированность движений этих органов развиваются у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности. У ребенка, имеющего общее недоразвитие речи вследствие недоразвития или мозгового поражения, нарушается подвижность органов артикуляционного аппарата.
Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9x12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает упражнение неверно, — это может привести к отказу выполнять движение. Лучше покажите ребенку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким»), подбодрить («Ничего, твой язычок обязательно научится подниматься кверху»).Если у ребенка при выполнении упражнений наблюдается саливация, то перед артикуляционной гимнастикой рекомендуется проведение следующих упражнений:
5.Произвольное закрытие рта за счет пассивно-активных движений нижних челюстей. Сначала пассивно: одна рука логопеда — под подбородком ребенка, другая — на его голове, путем надавливания и сближения руками челюсти ребенка смыкаются — движение «сплющивание». Потом это движение проделывается при помощи рук самого ребенка, затем активно без помощи рук, с помощью счета, команды.
Далее проводится выполнение тонких, дифференцированных движений языка. С этой целью целенаправленно подбираются движения, направленные на выработку нужного артикуляционного уклада, с учетом нормальной артикуляции звука и характера дефекта. Артикуляционную гимнастику лучше всего проводить в виде игр, которые подбираются с учетом возраста ребенка, характера и степени органического поражения. Рекомендуются следующие упражнения:
2. «Лопаточка». Рот открыт, губы в улыбке, положить кончик языка на нижнюю губу «лопаткой», боковые края языка касаются углов рта. В спокойном, расслабленном состоянии удерживать язык под счет до 5- 10. Следить, чтобы нижняя губа не подворачивалась, широкий кончик языка лежал на губе, не выходя за ее пределы. Если язык не получается сделать широким, можно пошлепать по нему губами, произнося пя-пя-пя, или нараспев тянуть звук [и].
17. «Барабанщик». Рот открыт, губы в улыбке. Боковые края языка упираются в боковые верхние зубы. Многократно барабанить напряженным широким кончиком языка по верхней десне: д-д-д, постепенно убыстряя темп. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, губы оставались в улыбке, звук носил характер четкого удара, чтобы отчетливо ощущалась выдыхаемая струя воздуха.
19.« Индюк». Рот открыт, губы в улыбке. Положить широкий язык на верхнюю губу и двигать им вперед- назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая ее. Темп убыстряется постепенно, добавляется звук голоса, пока не услышатся звуки, похожие на бл-бл (индюк разговаривает). Следить, чтобы язык был широким, он должен облизывать верхнюю губу. Нижняячелюстьне двигается.
25.« Гармошка». Присосать спинку языка всей плоскостью к твердому нёбу. Не отпуская языка, закрывать и открывать рот, растягивая подъязычную уздечку. При повторении упражнения надо стараться открывать рот все шире и все дольше удерживать язык в верхнем положении. Следить, чтобы при открывании рта губы были неподвижны, не провисала одна из сторон языка.
2. «Акулы». На счет «один» челюсть опускается, на «два» — челюсть двигается вправо (рот раскрыт), на счет «три» — челюсть опущена на место, на «четыре» — челюсть двигается влево, на «пять» — челюсть опущена, на «шесть» — челюсть выдвигается вперед, на «семь» — подбородок в обычном удобном положении, губы сомкнуты. Делать упражнение нужно медленно и осторожно, избегая резких движений.
Игры на развитие артикуляционного аппарата и речи. Выполнила: Учитель-логопед МАДОУ «Детский сад «64» г. Перми Соснина Татьяна Павловна
Игра «Гол»
Положите перед ребенком ватные шарики, предложите «задуть» их в ворота. Игра способствует развитию артикуляционного аппарата.
Аппарата и речи
Снежинка на ладони
Положите на ладонь ребенку кусочек ваты, попросите малыша представить, что это снежинка, попросите ее сдуть. Усложняя задачу, кладите несколько кусочков ваты, обрывки бумаги, небольшую пуговицу и т. п. Игра способствует развитию артикуляционного аппарата, воображения.
Водяные пузыри
Вам потребуются: соломинка для коктейля, емкость с водой. Научите ребенка дуть в соломинку, один конец которой помещен в воду. Получившиеся пузыри можно ловить рукой или ситечком. Предлагайте менять интенсивность выдувания: дуть сильно, слабее, совсем слабо. Фиксируйте внимание малыша на том, какие пузыри получаются при этом. Игра способствует развитию артикуляционного аппарата, знакомит со свойствами вещества.
Гол!
Сделайте на столе арку (ворота) из кубиков или конструктора. Положите перед
малышом ватный шарик или перышко, предложите «задуть» его в ворота. Игра способствует развитию артикуляционного аппарата.
Шелест ветра
В межкомнатном проеме повесьте бумажные полоски. Попросите малыша побыть ветром и подуть на них. «Сильный ветер! Ветер затих. Слабенький ветерок. А теперь ураган!».
От топота копыт...
Научите ребенка щелкать языком, изображая цокот копыт. Попросите показать, как скачет маленький жеребенок (цокать быстро и слабо), взрослый конь (отчетливо и медленно). Игра способствует развитию артикуляционного аппарата.
Мотоцикл или КамАЗ
Предложите ребенку изобразить, как работает мотор мотоцикла, затем, легкового автомобиля, грузовика. Обращая внимание на то, как меняется громкость, тембр, интонации голоса. Игра способствует развитию артикуляционного аппарата.
Зарядка для языка
Расскажите малышу сказку, повторяйте вместе с ним все описанные действия: «Жил-был маленький язычок. Как назывался его дом? Правильно, рот. Как и в любом, доме, там был потолок, пол и стены. Проверь своим язычком, все ли на месте у тебя во рту (потрогать языком верхнее небо, щеки). А двери в его домике были крепкие-крепкие, отгадай, что это за двери Конечно, зубы. Покажи-ка двери своего домика. Когда язычок хотел выйти наружу, он приоткрывал свои двери, чуть-чуть высовывался, потом опять прятался и так несколько раз. Осмелев, он выходил наружу, смотрел вправо, влево, вверх, вниз, потом делал это быстрее, еще быстрее. Однажды язычок увидел блюдце с молоком, а он очень любил молоко, облизнулся и решил его выпить. Сначала он пил из блюдца, как из чашки (сделав губы трубочкой, втягивайте в себя воздух), но это было неудобно. Тогда он стал пить так, как это делают кошки. Выпив все молоко, он опять облизнулся и отправился домой, но перед этим помыл свои двери (проведите языком по внешней и внутренней стороне зубов)». Игра способствует развитию артикуляционного аппарата.
Экскурсия по дому
Покажите малышу куклу. Расскажите, что кукле Любе надоело жить
в своем кукольном домике, она хочет отправиться в путешествие
по всей квартире. Предложите ребенку показать Любе все, что
есть у вас дома, назвать каждую вещь и рассказать, для чего
она нужна. Кукла Люба, естественно, окажется любопытной
девочкой и будет задавать массу вопросов. Игру можно
растянуть на несколько дней.
Рядом, перед, около
Вам потребуются: несколько игрушек.
Предложите малышу проехать в «автобусе». Пусть он выберет себе
удобное место. Вокруг ребенка разместите игрушки. Поехали.
«Тот, кто сидит сзади тебя, интересуется, какая сейчас будет
остановка? Посмотри, кто это спрашивает?». Вместе с крохой
придумывайте названия остановкам или вспоминайте знакомые ему.
«Тот, кто сидит рядом с тобой, хочет знать, куда едет этот
автобус? А кто сидит рядом с тобой?» и т. д.
предметов в пространстве, развитию речи, воображения.
Размещаем гостей
У куклы День Рождения. Она пригласила гостей, приготовила
угощение. Теперь надо подумать о том, как разместить
приглашенных за праздничным столом. Рассуждайте вместе с
ребенком: «Зайчика нельзя сажать рядом с волком, тот будет
обижать зайку, давай посадим его рядом с петушком, они ведь
дружат, помнишь сказку «Заюшкина избушка», где петух спас
зайца от лисы? А волка мы поместим между лисой и медведем,
они ведь все хищники. Цыпленок сядет около своей мамы -
курицы, а курица - рядом с петухом. С одной стороны от петуха
будет заяц, а с другой - курица и т. п.». Еще раз повторите
порядок размещения. По приходе гостей, поручите малышу
рассадить их правильно.
Игра способствует развитию представлений о местоположении
предметов в пространстве, речи, внимания.
Кукла спит
Вам потребуются: кукла или мягкая игрушка. Уложите куклу
спать. Пусть ваш малыш покачает ее на руках, споет
колыбельную, уложит в кроватку и накроет одеялом. Объясните
ребенку, что пока кукла спит, вы будете говорить шепотом,
чтобы не разбудить ее. Поговорите о чем-нибудь с крохой,
задавайте ему вопросы, попросите что-нибудь рассказать (все
это делается шепотом). Не затягивайте игру, малышу может
быстро надоесть такой вид общения. Объявите, что кукле пора
вставать. «Теперь мы можем разговаривать громко!».
Игра способствует развитию речи, слуха.
Что любит наша кукла?
Вам потребуются: кукла или мягкая игрушка. «Давай спросим у
нашей куклы, что она любит делать». «Кукла, что ты любишь
делать?». Голосом куклы расскажите короткими предложениями о
ее любимых занятиях: «Я люблю играть. Я люблю бегать. Я люблю
кушать». Теперь очередь куклы спрашивать, что любит делать
ваш ребенок. Помогайте ему такими же простыми предложениями
рассказать о своих занятиях. В дальнейшем просите малыша
рассказывать о том, что любит делать мама, папа, бабушка и
т. д.
Игра способствует развитию речи, воображения.
Закончи слово
Попросите малыша закончить слово, которое вы ему назовете.
Например: доро-(га), мага-(зин), коло-(бок) и т. д. Если
ребенку трудно сориентироваться, показывайте на предмет,
который вы называете. Взяв в руки куклу, говорите: «Кук-(ла)»,
кубик - «Ку-(бик) и т. п.
Игра способствует развитию речи, памяти, внимания.
Повтори за мной
Предложите ребенку повторять за вами рифмованные строчки:
Птичка прилетела, песенку мне спела. Девочка проснулась,
сладко потянулась.
Солнышко садится, Маша спать ложится и т. д. После
многократного повторения делайте паузу перед последним словом,
даже когда читаете новые рифмовки:
Маленький зайчишка не читает... (книжки).
Яблоко или тарелка?
Задавайте малышу вопросы, предупредив его, что вы можете
ошибаться.
Яблоко и груша - это овощи?
Ложка и тарелка - это посуда?
Шорты и майка - это мебель?
Ромашка и одуванчик - это деревья? Усложняйте задания,
называя предметы из разных тематических групп:
Помидор и апельсин - это овощи?
Ложка и дерево - это посуда? И т. д.
У меня зазвонил телефон
Поиграйте с малышом в «Разговор по телефону». Роль телефона
могут исполнять любые предметы: кубики, палочки, детали от
конструктора и т. п. По очереди изображайте звонок телефона.
Поговорите с ребенком от своего лица, задавая ему простые
вопросы: «Как тебя зовут? Сколько тебе лет? Как зовут твою
любимую игрушку? Во что ты играешь?» и т. д. Меняйтесь ролями:
вы - ребенок, кроха - папа или мама. Разговаривайте от имени
игрушек, животных. Стройте диалог таким образом, чтобы ответ
ребенка не ограничивался словами «Да» и «Нет». Описывайте
различные предметы, вещи, продукты и т. д.
Игра способствует развитию речи, пополнению словарного
запаса.
Что мы видим во дворе?
Посмотрите вместе с ребенком в окно. Поиграйте в игру «Кто
больше увидит». По очереди перечисляйте то, что видно из
вашего окна. Детально описывайте все увиденное. Например: «Я
вижу дерево. На нем зеленые листочки, значит, сейчас лето.
Оно высокое и толстое, у него много веток и сучьев и т. д.».
Если ребенок затрудняется описать предмет, помогайте ему
наводящими вопросами. «Ты увидел дом? Он высокий или низкий?
У него много или мало окон? Он из кирпича или из дерева? И
т. д.». Игра способствует развитию наблюдательности,
внимания, пополнению словарного запаса. Что мы видели вчера?
Вспомните вместе с малышом, где вы были вчера, что делали,
кого встречали, о чем разговаривали. Фиксируйте внимание на
деталях. «Ты играл с Сашей? А во что вы играли? Какого цвета
было у Саши ведерко? А совочек?». Игра способствует развитию
памяти, внимания, наблюдательности, пополнению словарного
запаса. Что мы будем делать завтра?
Предложите малышу придумать какое-нибудь важное дело на
завтрашний день: посчитать скамейки в парке, пойти в гости,
придумать сказку для куклы Маши и т. п. Утром следующего дня
поинтересоваться: помнит ли кроха о том, что вы хотели
сделать сегодня. Старайтесь при - адумывать такие дела,
исполнение которых не может быть отложено или отменено. Или
заранее обговаривайте обстоятельства, которые могут нарушить
ваши планы, например: «Мы пойдем в песочницу, если не будет
дождя».
Игра развивает навыки планирования, память, речь ребенка.
Кто кем был
Вам потребуются: картинки с изображениями взрослых животных и
их детенышей. Знает ли ваш малыш, что названия детенышей
часто отличаются от названий взрослых животных. Рассмотрите
картинки, задавая крохе вопросы о том, кто на них изображен.
Прочтите стихотворение А. Шибаева:
Кто кем становится
Жил-был маленький щенок.
Он подрос, однако,
И теперь он не щенок -
Взрослая... (собака).
Жеребёнок - с каждым днём
Подрастал и стал... (конём).
Бык, могучий великан ,
В детстве был... (телёнком).
Толстый увалень баран -
толстеньким... (ягнёнком).
Этот важный кот пушок -
Маленьким... (котёнком).
А отважный петушок -
Кро-о-хотным... (цыплёнком).
А из маленьких гусят
Вырастают... утки -
Специально для ребят,
Тех, кто любит шутки.
Игра способствует развитию речи.
Кто там?
Предложите ребенку поиграть в игру «Кто пришел?». Выйдите за
дверь, постучите: «Тук-тук-тук», - «Кто там?». Изобразите
какое-нибудь животное. Например:
«Это я, корова. Му-у-у». «Заходи, корова. Здравствуй, корова.
Откуда, ты, корова, идешь?». Меняйтесь ролями с ребенком,
поочередно представляйте различных зверей, людей, сказочных
персонажей. Пытайтесь вести диалог с простыми вопросами и
ответами.
Игра способствует развитию воображения, речевых навыков.
Еж - отец, ежиха - мать
Изображайте различных животных, при этом напевайте или
приговаривайте:
Если папа - серый слон,
мамочка - слониха!
А ребёнок, а ребёнок -
Маленький слонёнок!
Если папа - ёж колючий,
Мамочка - ежиха.
А колючего мальчонку
Называют все ежонком.
Если папой будет конь,
Мамой будет лошадь.
Знаешь ли, что их ребёнок -
Быстроногий жеребёнок.
Знают все наверняка,
Чуть ли не с пелёнок:
Сын коровы и быка -
Маленький телёнок.
Игра способствует развитию речи, знакомит с основами
формообразования имен существительных.
Ежик шел
Придумывайте вместе с малышом коротенькие веселые стихи,
которые расширят его познания, например:
Ёжик шёл по лесу, шёл
И один грибок нашёл.
Сел, съел
И дальше пошёл.
Так перечисляется все, что можно найти в лесу, в саду, на
огороде, а также любые другие предметы, которые может назвать
малыш. В стишок можно вставлять имя крохи - детям это очень
нравится:
Миша шёл, шёл, шёл,
Телевизор нашёл.
Сел, посмотрел
И дальше пошёл.
Настя шла, шла, шла,
Гребешок нашла.
Причесала волосы
И дальше пошла и т. д.
Игра способствует развитию речи, знакомит с функциональным
назначением предметов.
Все такое разное!
Задавайте малышу вопросы, побуждая его отвечать:
Подушка мягкая, а стол... (твердый);
Снег белый, а земля... (черная);
Слон большой, а мышка... (маленькая) и т. д.
Игра способствует развитию речи, внимания.
Игры для развития артикуляции
Чтобы говорить правильно, ребенку необходимо уметь управлять своими органами артикуляции: нижней челюстью, мягким нёбом, губами, щеками и языком.
Самомассаж – это выполнение самим ребенком определенных артикуляционных движений, которые вызывают эффект, сходный с массажным, то есть способствуют активизации кровообращения в области губ и языка. Заниматься нужно с 2 лет, сидя перед зеркалом, чтобы малыш видел свое лицо и лицо взрослого и мог сравнивать те движения, которые ему показывают, и собственные.
Пассивную гимнастику, как правило, рекомендуют маленьким детям, которые сами не в состоянии выполнять активную артикуляционную гимнастику из-за снижения подвижности губ и языка. Движения нужно выполнять медленно и ритмично, повторяя 3–4 раза, желательно 2–3 раза в день.
Артикуляционные упражнения выполняются в медленном темпе, перед зеркалом. Статические упражнения подразумевают удержание органов артикуляции в определенной позе в течение 3-10 секунд (двухлетнему малышу достаточно 3–5 секунд). Динамические упражнения требуют многократного повторения одного и того же движения. Благодаря им у малыша будет формироваться умение быстро переключаться с одного артикуляционного положения на другое.
Помните: ребенок может отказаться выполнить упражнение не потому, что не хочет, а потому, что не может. Так будьте же терпеливы!
Массаж лица и губ
Направление движений – от середины лба к ушным раковинам.
Вид движения – по порядку их выполнения: поглаживание, растирание, поглаживание, разминание, поглаживание, вибрация, поглаживание.
Направление движений – от бровей к волосистой части головы.
Виды движений
Направление движений – от носа к вискам (по щекам).
Виды движений – по порядку их выполнения: поглаживание, растирание, поглаживание, разминание, поглаживание, вибрация, поглаживание.
Направление движений – от середины верхней губы к ушным раковинам (по щекам).
Виды движений – по порядку их выполнения: поглаживание, растирание, поглаживание, разминание, поглаживание, вибрация, поглаживание.
Направление движений – от середины верхней губы, вокруг рта, на подбородок.
Виды движений – по порядку их выполнения: поглаживание, растирание, поглаживание, разминание, поглаживание, вибрация, поглаживание.
Направление движений – от крыльев носа к углам губ (носогубные складки).
Вид движения – поглаживание.
Направление движений – от середины подбородка до ушных раковин.
Виды движений – по порядку их выполнения: поглаживание, растирание, поглаживание, разминание, поглаживание, вибрация, поглаживание.
Направление движений – по верхней губе от уголков рта к середине губы.
Виды движений – по порядку их выполнения: поглаживание, разминание, поглаживание, вибрация, поглаживание.
Направление движений – по нижней губе от уголков рта к середине губы.
Виды движений – поглаживание, разминание, поглаживание, вибрация, поглаживание.
автора Ольга Новиковская Из книги 1000 игр, заданий и упражнений для развития речи автора Ольга Новиковская Из книги 1000 игр, заданий и упражнений для развития речи автора Ольга Новиковская Из книги 1000 игр, заданий и упражнений для развития речи автора Ольга Новиковская Из книги 1000 игр, заданий и упражнений для развития речи автора Ольга Новиковская Из книги Пропедевтика детских болезней: конспект лекций автора О. В. Осипова Из книги Игры с аутичным ребенком автора Елена Янушко автора Елена Янушко Из книги Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5-3 лет автора Елена Янушко Из книги Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5-3 лет автора Елена Янушко Из книги Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5-3 лет автора Елена Янушко Из книги Мой малыш родится счастливым автора Анастасия Такки