Изонить (другие названия - ниткографика, нитяная графика, ниточный дизайн ) – вид декоративно-прикладного искусства, графическая техника, получение изображения с помощью ниток на каком либо твердом основании (чаще всего на картоне), предположительно появившейся в XVII веке в Англии. В англоязычных странах используют название «embroidery on paper» - вышивка по бумаге. Иногда встречается название «paper embroidery», изредка «Form-A-Lines»- формы из линий, по-французски «broderie sur papier». В немецкоговорящих странах «pickpoints» - точечный рисунок.
Английскими ткачами (существует версия, что таким образом они делали эскизы будущих узоров для ткани) был придуман оригинальный способ переплетения ниток. Они натягивали нити в определенной последовательности на вбитые в дощечки гвозди и получали изящные изделия, которыми украшали свой дом. С течением времени данная технология совершенствовалась и впоследствии распространилась на плотную бумагу и картон, в котором предварительно проделывают отверстия.
Занятие изонитью способствует эстетическому и умственному, расширяет кругозор, воспитывает художественный вкус,формирует творческое отношение к окружающей жизни и нравственные представления, учит наблюдать.Безусловно, техника изонити ловкости рук и точности, а особенно усидчивости, но все это приобретается в процессе занятий. Вначале рассматривается образец, анализируется его конструктивная структура и приемы выполнения. Затем моделируется предмет, выбирается основа, цвет нити.
С помощью техники изонити можно создавать великолепные большие декоративные панно, натюрморты, пейзажи и даже портреты, обложки, орнаменты, открытки, закладки и многое другое. Освоить эту технику совсем просто, если внимательно и последовательно выполнять все советы.
основа, на которой, собственно, предполагается вышивать (бархатная бумага, чаще картон);
Начнем с основы, она же фон. Для изонити наиболее часто используют картон или толстую бумагу. Более тонкая бумага в процессе работы может мяться и, помимо этого, впитывать с пальцев влагу и деформироваться.
Чаще всего используют картон для детского творчества, с одной стороны цветной, с другой - серый. Также неплохим вариантом может быть картон с белой изнанкой. Т. е. чтобы разные стороны картона были окрашены в разные цвета.
Самым лучшим будет цветной однородный картон. Он достаточно плотный, но при этом не слишком толстый. Высокая плотность картона нужна для того, чтобы в моменты затягивания или подтягивания нити в нем не прорывались проделанные дырочки. Также более плотная структура картона дает возможность прокалывать дырочки с минимальными расстояниями между ними, что в свою очередь позволяет сделать наше изделие более ажурным и декоративным.
Цвет фона нужно выбирать в зависимости от художественного замысла изделия. Так это может быть не только однотонный фон различного цвета, но и картинка, распечатанная на принтере, или даже наклеенные на картон обои.
Очень декоративно и даже роскошно смотрятся работы, выполненные на бархатной бумаге, но т.к. она слишком тонкая, то ее тоже лучше комбинировать с картоном.
Внешний вид работы сильно зависит от правильно подобранных ниток. В зависимости от замысла работы это могут быть как блестящие (этот вариант предпочтительней), так и неблестящие нитки. Работа смотрится аккуратнее, если она сделана кручеными нитями, но иногда замысел требует использования и рассыпающихся нитей.
Самые распространенный нитки для изонити это мулине, т.к. при очень высокой декоративности с ними легко работать. Обращайте внимание, чтобы нити были равномерно покрашены и обладали блеском, были ровными по толщине и не лохматились. Также очень часто для вышивки используют ирис, иногда он даже предпочтительней мулине.
Меньше всего для изонить подходят шерстяные нитки. Они ворсистые и не очень яркие и, как следствие, работа, выполненная из них, выглядит не очень симпатично. Однако, для тренировки или если этого требует художественный замысел, эти нитки тоже применимы.
Для того, чтобы освоить технику изонити достаточно знать два основных приема: "Заполнение угла" и "Заполнение окружности" и производных от них форм (звезда, квадрат, треугольник, овал, спираль, дуга, слезка).
Главное : сначала на лицевой стороне делаем длинный стежок, в среде его открытыми финалами каждый раз пропускаем одинаковое число проколов и он должен пересекать предыдущий стежок, а по лицевой изнанке огромная игла направляется в следующий прокол (стежок короткий), быстро двигаясь в одном ничего хорошем духе, неуверенно предположим, по часовой стрелке.
Для наглядности приемы работы с изонитью иллюстрированы схемами с цифрами, показывающими последовательность стежков и проколов.
Обычно стилизованное изображение для изонити состоит из 2-х геометрических форм – угла и окружности – и производных от них форм (звезда, квадрат, треугольник, овал, спираль, дуга, слёзка). Для освоения техники изонити достаточно знать 2 основных приёма – заполнение (прошивание) угла и окружности.
Угол может быть любым: прямым, острым, тупым (рис. 1). Прошивание любого угла ведут от края к вершине, на другой стороне – от вершины угла к краю (на схемах направление перемещения к местам проколов показано стрелками).
Если угол неравносторонний, то количество мест проколов всё равно должно быть одинаковым на обеих сторонах угла (рис. 2).
Для того чтобы избежать слишком прямолинейной формы элемента или избавиться от линий, ограничивающих фигуру по периметру, первый стежок (от точки 1 до точки 2) укладывается со сдвигом на одну точку вперёд от вершины угла.
Одну и ту же окружность (овал) можно прошить стежками разной длины. Чем длиннее стежок, тем более заполненной получится окружность и тем меньше получится центральное отверстие и наоборот.
Прошивание ведут в соответствии с общим порядком действий: - на конце нитки завязывают узел и выводят иголку с ниткой на лицевую сторону в точке 1; - делают стежок, вкалывая иголку в точке 2; - по изнаночной стороне делают протяжку к точке 3; - по лицевой стороне делают стежок к точке 4. Так продолжают до полного заполнения окружности, чтобы из каждой дырочки выходило по две нитки. На лицевой стороне образуется рисунок в виде звезды, а на изнаночной – короткие протяжки по окружности.
Для усиления декоративного эффекта окружность или замкнутый контур можно прошить в несколько этапов, выбирая каждый раз хорду (стежок) разной длины. На схеме этапы прошивания обозначаются римскими цифрами.
Правила прошивания угла можно использовать для прошивания окружности. Для этого окружность делится на секторы.
Каждый сектор можно прошить как угол с вершиной в центре окружности.
Секторы можно прошить и как углы с вершиной на линии окружности.
Прошивание производится в 2 этапа: сначала в одну сторону – первые углы каждого сектора, затем в другую сторону – вторые углы.
Дуги, спирали, лепестки прошиваются по тем же правилам, что и окружности.
Прошивание дуги. Длина стежков, которыми прошивается дуга, должна быть меньше половины дуги. Чем меньше длина стежка, тем тоньше изображение дуги.
Прошивание спирали . Работа начинается с начальной точки завитка, длина стежка выбирается от 3-х до 5-ти проколов. Заполнение спирали производится путем продвижения к конечной точке всё время в одном направлении.
Неполное прошивание овала (слёзка или лепесток ). Работа начинается с острого конца элемента, там же и заканчивается вышивка. Расстояние между двумя точками лучше выбирать равным линии, касательной нижней части лепестка.
Когда надо прошить изобажение веером из одной точки (например, лепестки, бутоны, цветы), применяют прием “прошивания треугольниками”.
Создание тоновой изонити – это, пожалуй, самая высокая ступень в искусстве ниточного дизайна. Рисунок изонити должен быть грамотно составлен, соответствовать назначению будущего изделия, технике его исполнения, сочетаться с фоном и окружающей средой. Нужно, чтобы его детали были правильно и красиво размещены, а подобранные цвета ниток передавали объемность изображенных предметов.
Все многообразие цветов и цветовых оттенков, их сочетания изучает наука цветоведение .
1. При «заполнении угла» на лицевой стороне нити протягиваются с одной стороны угла к другой, на изнаночной – стежки располагаются по сторонам угла в виде линий-штрихов.
2. При «заполнении окружности» на лицевой стороне получается рисунок в виде звездочки, а на изнаночной нить повторяет линию окружности.
3. Если надо удлинить нить, то ее можно закрепить с изнаночной стороны и ввести новую нить с изнанки на лицо, либо привязать к концу старой нити новую и продолжить работу.
Чтобы нить реже запутывалась, лучше не отмерять ее слишком длинной. Если же неприятность все же произошла, оттянуть ее назад и попытаться распустить. В начале и в конце работы нить хорошо закрепить. Мы используем узкий скотч, подклеивая с изнаночной стороны обрезки нитей и узелки. Избежать деформации картона можно, если нить не сильно натягивать. Но, при слишком свободном натяжении нити, узор получится неотчетливым.
После окончания работы обратную сторону открытки аккуратно заклеить белой бумагой. Картину можно наклеить на лист картона большего размера клеем ПВА. При это получается контрастная рамка и скрывается изнанка работы.
Изонить – это нитяная графика. Известна она так же как вышивка по картону. Но не всегда вы можете использовать картон в качестве основы, так же прекрасно подойдет бархатная бумага или просто плотная бумага. Изонить также называют и изографикой или вышивкой по картону. Только с виду творчество кажется сложным, на самом деле это очень и очень просто. Наша статья про мастер-класс в технике изонить полезна для начинающих рукодельниц и научит Вас выполнять схемы изонити для детей.
Нитки для выполнения могут быть любые: швейные, мулине, цветные шелковые. Какие есть под рукой и какие пожелаете. Впервые эта техника была придумана английскими ткачами. Они образовывали рисунки, вбивая гвозди в деревянную дощечку. Вначале это были простые абстракции, которые в дальнейшем переросли в настоящие произведения искусства. В нашем времени техника проста и понятна для детей и взрослых. Зачастую в детских учреждениях техника изонить преподается для улучшения работы мелкой моторики, развития внимания и пространственного воображения.
Для начинающих, как правило, на схемы наносят цифры. Арабские цифры означают последовательность прокалывание действий, т.е. из 1 в 2, из 2 в 3 и т.д. Картинки уже выполненных работ с цифрами предоставлены ниже.Римские цифры говорят о том, что вы должны прошить фигуры несколькими стежками разной протяженности. Протяженность указывается линиями, а рядом с линией ставят римскую цифру, показывающую последовательность стежков. Направления стрелок покажут, в какую сторону вы должны будете двигаться в процессе выполнения элемента. Тонка черта на внутренней части элемента будет указывать протяженность стежка.
Эта техника очень нравится детям. Сделав одну фигурку, вы поймете, как делать все.
Схемы с цифрами для начинающих, а так же картинки уже выполненных работ предоставлены в нашем мастер-классе. Итак, начинаем. Берем основу, это может быть картон, чертим циркулем круг. Нет циркуля, можно взять то, что есть под рукой, например, обвести крышку чего – либо.
Пронумеровываем части, как часы, от 1 до 12, прокалываем с изнаночной стороны дырочки под каждым номером, и начинаем вышивать по принципу 1-4, 5-2, 3-6, 7-4, т.е. вышиваете по часовой стрелке. Доходите до вышитого фрагмента и продолжаете заполнять круг. У вас получаются треугольники. К примеру, 1-5-9, 2-6-10 и т.д.
У вас получаются пересекающиеся треугольники. А если окружность делить не на 12, а на 8 частей, то можно по отдельности вышить каждый угол и получится звезда или паутинка. Это уже получится сложная техника.
Рисуем угол на картоне, стороны угла нумеруем без учета вершины. Если первая сторона угла сверху - вниз у нас шла от 1 до 20, то вторая сторона пойдет в зеркальном отражении, от 20 до 1. Далее прокалываем дырочки с обратной стороны картона по точкам, которые мы пронумеровали и начинаем сшивать по тому же принципу, что и круг. 1-2, со 2-3 и т.д.
Эта схема по своей простоте и тематике прекрасно подойдет и для детей. Если вышивкой хочет заняться ребенок младших классов, схему к вышивке лучше готовить взрослому.
Для выполнения нам потребуется:
Приступаем. При помощи иглы сделайте на картоне дырочки с обратной стороны вышивки, в зеркальном отражении по отношению к рисунку.
Корпус лисички прошейте оранжевыми нитками, по технике «круг», лапки прошейте так же, используя цветные нити. На кончиках можно сделать светлыми нитями, оставшееся пространство – оранжевыми, как и корпус. Ушки и мордочку вышейте по технике «угол», используя цветные переходы. Глазки и носик для завершения картины вырежьте из цветной бумаги и приклейте.
Рисуем одуванчики с картинки на бумагу, делим листики и цветочки сразу.
Переносим рисунок на обратную сторону фона черной бархатной бумаги.
Каждую часть шарика будем вышивать по технике «круг», для этого нам понадобятся белые нитки. Делим с изнаночной стороны окружность на части, каждая часть будет примерно по 0,5 см, делаем дырочки булавкой, и приступаем к вышивке.
Это один готовый шарик.
Шарики мы вышили.
При желании можно прошить края одуванчика, но тогда он не будет воздушным.
Далее вышиваем листики по уже изученной технике «угол». Для этого каждый кусочек листика (промежуток между прожилками) расчерчиваем с изнаночной стороны на углы и делим на отрезки, каждый по 0,5 см. Далее снова прокалываем и прошиваем.
Остается у нас сделать прожилки и стебельки. Их нужно вышивать более темной нитью. Стебли делим на отрезки по 1 см каждый, нумеруем по порядку, далее вышиваем по принципу выходим в 1, заходим в 3, 2-4 и т.д. Вышили стебли, одуванчики готовы.
По другому данный вид рукоделия называется нитяной графикой, вышивкой по картону, изографикой, ниточным дизайном и изображением нитью. Для данного хобби подойдут любые нитки, начиная от шерсти, хлопка и заканчивая шелком. Вышивается по определенным точкам картон, пластик, плотный материал и даже железо. Рисунок подбирается или однотонный, или сложный из разных цветов.
Появилась изонить в 17 веке в Англии. Только нитяная графика не вышивалась, а переплеталась. На доске вбивались в определенной последовательности гвозди и на них плелись кружева. В настоящее время вместо гвоздей в основе делаются дырочки при помощи шила и иглой вышивается узор.
В России данное рукоделие стало популярно в образовательных учреждениях. Во-первых, для поделки требуется картон, нитки, шило. А во-вторых, всем детям понятна техника изонити. Для начинающих берутся схемы фигур, а только потом осваивают сюжеты.
Особенно полезно данное рукоделие для старших дошкольников и школьников.
На основу наносятся точки в определенном порядке и затем разные по цвету нитки наносятся в определенной последовательности. В качестве основы можно взять бархатную бумагу, картон, фанеру, диски музыкальные, ткань, натянутую на рамку. В качестве инструмента используется шило, толстая игла или дрель с тонким сверлом. Также в работе необходим карандаш и циркуль.
Создаются все сюжеты из геометрических фигур (круг, треугольник, угол, дуги), которые вышиваются по особой технологии. Начинающим нужно освоить для начала вышивание угла и окружности.
Так как направление вышивки меняется, то и получается интересный узор.
У вас получится окружность с пересекающимися треугольниками. Если брать короткие или длинные хорды (расстояние между точками), то узоры получатся иные. Можно заполнить круг по диаметрам. А если в окружность разделить на 8 частей, то можно вышить по отдельности углы и получить звезду или паутинку. Так из фигур получается сложная изонить.
Детей к этому творчеству можно приучать с пяти лет, но в этом случае заготовки нужно сделать заранее взрослым. Рассмотрим, как сделать петушка. Для этого сделайте шаблоны
:
Теперь чертите на изнаночной стороне картона петушка из этих фигур. Клюв, хвост, лапы обводите по двум сторонам треугольника, чтобы образовался угол. От туловища до лап чертите прямые с 3 и 4 точками, а угол делите на две части, чтобы получить три «пальца».
Далее протыкаете дырочки и вышиваете по отдельности фигуры: сначала углы, затем окружность по вышеуказанным схемам. При этом туловище вышиваете, как два угла: основа и правая сторона, основа и левая сторона. Лапы также вышиваете из двух углов. Овал вышиваете как окружность.
Если только начинаете осваивать данное рукоделие, то закрепите вышивку углов и окружностей с разным количеством точек. Далее вышейте фигуры в разном направлении. Например, большой круг вышейте в одном направлении, а маленькую окружность в нем заполните в обратном направлении.
Затем создайте простые открытки из фигур. Это могут быть и зверушки, и птички, и цветы, и бабочки, и фейерверки, и абстрактные сюжеты. Можно сочетать фигуры с обычными стежками, создавая сложные картины. Далее можете поэкспериментировать с разноцветными нитями и потом переходите к созданию сложных узоров.
Таким образом, среди рукодельниц становится популярной изонить. Для начинающих мастериц есть ряд правил:
Как только вы поймете технику изонити, то вам станет проще создавать свои схемы и видеть в обычных сюжетах необходимые фигуры и линии!
Узнайте о технике изонить, при помощи которой вы сможете создать красивые картины из ниток. Посмотрите и как смастерить панно из ткани.
Чтобы сделать картины из ниток, давайте сначала усвоим 2 достаточно простых приема. Используя и комбинируя их, вы сможете выполнять интересные композиции. Первый мотив - это техника заполнения угла, второй касается заполнения окружности.
Вот что необходимо для такой работы:
Если вы только осваиваете технику изонити, тогда пронумеруйте точки, это поможет не запутаться при вышивании нитью.
Второй принцип - заполнение круга.
Если вы впоследствии будете делать узоры в форме капли или овала, выполняйте их, используя оформление угла или круга.
Картон должен быть такого окраса, чтобы используемые нити хорошо на нем смотрелись. Например, на темном прекрасно выглядят яркие и светлые.
Такая бабочка может стать лицевой стороной открытки, как и следующие образцы.
Посмотрите, какие еще панно вы сможете изготавливать из данного материала. Вот как создаются картины из ниток и гвоздей (которые используют вместо проколов).
Так как гвоздей, закрепленных в форме сердечка, меньше, чем вбитых по наружному контуру, наматывайте нить на один внутренний и на несколько внешних.
Для следующей картины из гвоздей нить выходит из одной точки, а затем, последовательно, устремляется к внешним контурам крыльев.
Для нее понадобится немногое:
Оформляем нитками разных цветов, также подклеивая их, мелкие детали: глаза, нос, рот, лицо. Если на панно есть цветы, другие некрупные элементы, тоже заполните их тканной пряжей.
Они получаются не менее красивыми и оригинальными. Картины из ткани можно делать вместе с детьми, а тем более такие, на которых рисуют мелом. Он не будет сыпаться с готовых полотен, а почему, об этом секрете вы узнаете совсем скоро.
Для художественного творения нужны:
Из х/б ткани вы можете вырезать кусочки прямоугольной или любой другой формы. Чем ярче будет расцветка мелков, тем красочней получится картина.
Расстелите ткань, беря клейстер руками, разотрите его по поверхности полотна. Этой стороной прилейте к фанере.
Ткань должна быть шире ДВП со всех сторон на 5–8 см. Ведь мы будем ее драпировать, и она уменьшится.
Этот вид декоративно-прикладного искусства называется по-разному, но всегда понятно. Ниточный дизайн, нитяная графика – это и есть техника изонить или изображение нитью. Принято считать, что техника возникла в Англии 17 века и была творческой находкой ткачей. Первые изделия представляли собой небольшие доски с набитыми мелкими гвоздями и натянутыми нитями. Получался ажурный узор со строгими геометрическими линиями; готовые дощечки с узорами украшали жильё. Сейчас это в первую очередь вышивка по картону или плотной бумаге. Что касается готовых изделий, то в технике изонити чаще всего выполняются открытки, а также закладки, обложки и декоративные панно.
При первом взгляде на фото, многим может показаться, что вышивка по бумаге и/или картону – занятие непередаваемо сложное. Разумеется, как и в любом рукоделии, у начинающих вряд ли сразу получится создать замысловатый мотив или сложную композицию. Однако существует всего две основные схемы работы: заполнение угла и заполнение круга. Те, кто уже имеет некоторый опыт в этом виде декоративно-прикладного искусства, без особого труда смогут в любом изделии рассмотреть те самые основные мотивы вышивки. Так что в целом технику можно считать относительно простой: не случайно в некоторых странах мира всерьёз рассматривают возможность изучения изонити в рамках школьной программы, а в нашей стране в школах часто организуются кружки по этому виду рукоделия.
Те, кто в первый раз видит, какой список материалов и инструментов потребуется для работы, может, пожалуй, немного испугаться. На деле все материалы и инструменты просты и наверняка найдутся в любом доме, где хотя бы иногда что-то шьют, вяжут или вышивают. Поэтому даже у начинающих подготовка к работе не займёт много времени. Сначала об инструментах:
Материалы для изонити придётся изучить более подробно.
Одним из лучших вариантов основы является плотный однородный цветной картон. Для начинающих выбор основы особенно важен: в картоне низкой плотности проколотые для вышивки отверстия могут под воздействием натяжения нитей прорваться и соединиться с соседними. Особенно толстого и плотного картона потребует вышивка канителью. Вышивать по бархатной бумаге лучше после приобретения некоторого опыта: такая основа имеет относительно низкую плотность, и для вышивки по ней надо уметь точно подбирать толщину и натяжение нити. Зато и работы по бархатной бумаге выглядят порой просто роскошно.
Некоторые мастера используют в качестве основы акварельную бумагу. У этого материала высокая плотность и интересная фактура. Есть мнение, что вышивка шерстью может получиться вполне удачной при работе по акварельной бумаге. Правда, чаще всего шерсть как материал для изонити бракуется (об этом далее).
Мастера изонити практически в один голос признают, что проще всего даётся и наиболее удачно выглядит вышивка мулине или ирисом. Эти блестящие нити отлично смотрятся в готовом изделии. Однако в рекомендациях по выбору ниток есть и некоторые противоречия. Например, многие считают, что вышивка шерстяными нитками возможна разве что на этапе обучения. То же самое часто можно услышать и о вышивке хлопком. При протягивании через основу такие нити могут растрепаться, распушиться, и фактура готовой работы получится ворсистой и нечёткой. Именно поэтому вышивка шерстью и хлопком признаётся неподходящим вариантом. Кроме того, совершенно не подходит для работы в технике изонить так называемая фасонная пряжа. Например, букле или мохер предназначены исключительно для вязания. А тонкие шёлковые шнуры, часто называемые синелью (другое название – шениль), имеют особую витую фактуру и также не подходят для вышивки по картону. Тем более что для синели существует своя техника рукоделия.
Вышивка канителью по картону практикуется довольно редко. При желании поработать именно с этим видом нитей рекомендуется подбирать тонкую и мягкую канитель, иначе вышивка просто не удастся.
Идеальными для работы, вне зависимости от схемы, сложности и вида основы признаются кручёные нити.
Вышивка по картону требует освоения всего двух основных приёмов. Это заполнение угла и заполнение окружности. Каждый из этих приёмов, в свою очередь, существует во множестве вариантов. Угол может быть прямым, тупым или острым, а приём заполнения круга используется и для овалов. Частично заполненные углы и круги дают вид различных дуг, изгибов и неправильных форм.
Вышивка шерстью, несмотря на противоречивое отношение к этому виду нитей, – это отличный способ обучения и тренировки. Можно будет наконец-то использовать надоевшие остатки пряжи.
Для начинающих первым освоенным приёмом в изонити должно стать заполнение угла. Схемы заполнения могут различаться градусом угла и длиной сторон, однако есть общие правила:
Вышивка угла начинается с точки на любой стороне, противоположной вершине. Для удобства работы все точки нужно отметить цифрами: вершина – 0, далее к концам отрезков – по нарастающей.
На фото схеме приведены различные варианты заполнения угла.
Обучающий вариант для начинающих – это окружность, размеченная, как часы, цифрами от 1 до 12. Работа идёт по схеме:
При заполнении окружности нитями последовательно «вычерчиваются» хорды. Схемы заполнения круга могут быть различными. Окружность с небольшим количеством отверстий даст более ажурный рисунок. При большом количестве отверстий получится более заполненный и зрительно более сложный узор. Используя фото, можно с лёгкостью разобраться в заполнении круга.
Когда вышивка по картону готова, оформить её можно по-разному. Главное – это скрыть изнанку. Предварительно все изнаночные стежки должны быть проклеены или закреплены скотчем. Если изделие – это отдельный мотив, его можно наклеить на картон большего размера, так, чтобы выступающие края образовали рамку. Открытку можно оформить точно так же. Можно использовать и обычные рамки со стеклом. Подсказки по оформлению можно найти на многочисленных фото.
Рукоделие в технике изонить отлично подходит и для взрослых, и для занятий с детьми.