Какой лучше детский сад большой или маленький. Как выбрать детский сад для ребенка? Факторы, которые учитывают не все

20.05.2022

Выбор детского сада - дело весьма кропотливое и не терпящее спешки. Психологи, методисты и вдумчивые родители единодушны: малышу от 3 лет гораздо лучше ходить в хороший детский сад, чем сидеть дома с мамой, бабушкой или няней; ходить же в плохой - неизмеримо хуже.

Есть давно уже сформулированное правило, о котором следует вспомнить, отдавая малыша в детский сад: ищем не столько сад, сколько воспитателей, на их личные и профессиональные качества следует делать ставку родителям. Ведь именно от первого воспитателя зависит, как сложится детсадовская судьба вашего ребенка.

Довольно надежный источник информации - "сарафанное радио". Заранее начинайте собирать отзывы о детских садах вашего района у соседей, знакомых, родителей "детсадовцев" на детской площадке, в поликлинике, у участкового врача.

Начинать выбирать сад желательно не позднее, чем за год до предполагаемого поступления, поскольку в хороших садах существует очередь. Если изначально выбранный вариант вам вдруг не понравится, останется время найти и рассмотреть другие.

Отобрав адреса учреждений, о которых вы узнали что-либо вас заинтересовавшее, отправляйтесь на разведку. Советуем вам взять с собой эту книжечку и напротив каждого из нижеперечисленных пунктов проставлять плюсы и минусы. Придя домой, подсчитайте все плюсы и минусы, подумайте и обсудите в семье: будете ли вы спокойны за свое чадо, оставляя его на целый день именно в этом детском саду.

Приезжайте в детский сад к прогулке (приблизительно в 10.30 час. - 11.30 час.). Начинать надо с беседы с заведующей, затем - осмотр сада и его территории.

Беседа с заведующей

У заведующей поинтересуйтесь режимом дня. Достаточно ли времени уделяется на дневной сон и прогулки, не перегружены ли дети занятиями, есть ли утренняя гимнастика. Выбирайте такой садик, где количество детей в группе не более 15 и не менее 6.

Если в группе нет помощника воспитателя (нянечки) и второго (сменного) воспитателя - ищите другой сад, несмотря ни на какие доводы.

Помните, важен не факт присутствия в штате логопеда и психолога, а то, скольких детишек ему придется "вести". Один психолог (логопед, дефектолог) на 70-80 детей - несерьезно.

Выясните, работает ли в саду медсестра, что входит в ее обязанности, график ее работы, какие профилактические, оздоровительные и закаливающие мероприятия проводятся.

Ознакомьтесь с примерным меню. Уточните, меняется ли оно в зависимости от времени года (весной и осенью - больше овощей и фруктов; супы не гороховые, а овощные; не макароны и картошка, а кабачки и капуста). Возможно ли кормить малыша отдельно, если он аллергик.

Попросите рассказать о занятиях, праздниках, музыкальных и спортивных досугах и проводящем их персонале.

Стандартный набор дисциплин:

  • знакомство с окружающим миром или экология;
  • игры (сюжетно-ролевые, подвижные, дидактические);
  • развитие речи (пополнение словарного запаса, обучение правильному произношению,
  • согласованию слов, составлению устного рассказа об увиденном);
  • знакомство с детской литературой (прослушивание, пересказ прочитанного, заучивание
  • наизусть);
  • математика;
  • рисование;
  • лепка;
  • аппликация;
  • конструирование;
  • музыкальные занятия (прослушивание музыки, пение, музыкально-ритмические движения);
  • физкультурные занятия.
  • В подготовительной группе добавляется обучение грамоте.

При наличии в детском саду многочисленных дополнительных занятий (логика, психология, риторика, информатика, раннее обучение чтению, письму, шахматам и др.) тщательно взвесьте, действительно ли так необходимы вашему малышу все эти науки, или от чего-то имеет смысл отказаться.

Опытными педагогами и психологами установлено, что ребенок "готов" для сознательного восприятия большого количества разнообразных "наук" и знаний лишь к 5-6 годам и общее количество занятий в течение всего дня не должно превышать четырех-пяти, включая индивидуальные занятия.

Отдельно об иностранном языке. Сама по себе идея обучения иностранному языку уже в раннем детстве неплоха. Однако нужно иметь в виду, что раннее двуязычие может привести к задержке речевого развития или заиканию. Особенно эта опасность реальна, если ребенок не просто изучает язык, а попадает в иноязычную среду. Не следует также заниматься постановкой звукопроизношения с детьми до 5 лет, а также с детьми, имеющими логопедические проблемы.

Осмотр помещения и территории

Во время знакомства с садиком обращайте внимание: как разговаривают между собой воспитатели, дети; насколько заинтересованно относятся взрослые к малышам; не повышают ли голос; зовут ли по имени; организовывают ли игровую деятельность; реагируют ли на просьбы и жалобы детей. Ваша задача - понять, готовы ли здесь уважать и понимать вашего ребенка.

Обратите особое внимание:

  • на выставку детских работ;
  • есть ли информация для родителей, рекомендации специалистов;
  • разнообразны ли игрушки, доступны ли они детям, по возрасту ли подобраны, будут ли интересны вашему малышу или призваны лишь "пустить пыль в глаза", создать в группе "яркое пятно";
  • есть ли уголки для сюжетно-ролевых игр;
  • предусмотрено ли место для рисования и конструирования в свободное время;
  • есть ли книжная выставка;
  • если для еды не оборудовано отдельное место, и прием пищи и занятия происходят за одними и теми же столами - это не так важно. Гораздо важнее - подходит ли эта мебель вашему малышу по росту и не испортит ли осанку неправильная спинка стула;
  • существуют ли специально оборудованные музыкальный и физкультурный залы (в некоторых садах они могут быть совмещены, что вполне допустимо) является строго обязательным.
  • Приветствуется зал с оборудованием для лечебной физкультуры, однако занятия ЛФК ни в коем случае не заменяют обычную физкультуру!
  • предусмотрены ли сушуары для волос;
  • есть ли специальные резиновые коврики и дорожки (при наличии в саду сауны или бассейна);
  • есть ли при сауне специальная комната отдыха, или распаренным малышам придется сразу бежать в свою группу;
  • на чистоту и безопасность туалетных комнат.

Подведем итог:

1. Самый первый вариант - самый главный и самый банальный: опросить родителей, чьи дети посещают близлежащие садики. Именно они поведают вам, насколько хорошо или плохо ухаживают за детьми, любят ли малыши воспитательниц, как оборудован садик, какие там игрушки, и еще много важных подробностей, которые больше никто вам не расскажет.

2. Обратите внимание на территорию детского сада - насколько она чистая, не загромождена ли мусором, не сломаны ли песочницы и качели. Естественно, на территории должна быть детская площадка, а сама территория огорожена, и калитка, ведущая на нее, закрыта - не удивляйтесь, но многие малыши настолько любознательны, что пытаются убежать за пределы детского сада.

3. Познакомьтесь с персоналом, посмотрите на обстановку, в которой будет находиться ваш ребенок. Достаточно ли игрушек? Уютно ли в помещении? Нравится ли вам воспитательница? Обязательно поговорите с врачом, который должен быть в детском садике.

4. Узнайте у заведующей, по какой программе ведутся занятия, численность детей в группе, попросите рассказать вам о занятиях и о персонале, который их проводит.

Перечень вопросов, которые стоит задать администрации при выборе детского сада любого типа:

  • Узнайте режим работы ДОУ.
  • Попросите показать вам лицензию и устав.
  • Спросите о программах и методиках, с которыми работают воспитатели.
  • Обратите внимание на количество детей в группе и количество воспитателей.
  • Попросите рассказать вам о персонале.
  • Поинтересуйтесь питанием.
  • Узнайте, какие группы есть в саду.
  • Спросите, какие дополнительные занятия проводятся в детском саду и сколько они стоят.
  • Обратите внимание на учредителей и спонсоров садика.
  • Документы в детский сад.

Допустим, вы уже выбрали подходящий садик, и этот садик - муниципальный. Какие документы потребуются, чтобы записать туда ребенка?

1. Медицинская карта 20 с пометкой о прививках: полиомиелит, АКДС, паротит, корь, реакция Манту (сделанная не больше года назад). Анализы: кровь (общий), моча, энтеробиоз, на яйца глист (сделанный не более 10 дней назад). Отметки врачей: ортопеда, ЛОРа, окулиста, невропатолога, стоматолога, педиатра (эпикриз и направление в группу здоровья).

2. Свидетельство о рождении.

3. Страховой полис

Что делать, если мест нет?

А что делать в том случае, если вы уже собрали все нужные документы, принесли их заведующей и услышали, что в детском саду нет мест? Это типичная на данный момент ситуация, поскольку большинство садов переполнено, и даже списки очередников составлены на 1-3 года вперед. В таком случае необходимо обращаться в окружное управление образования, и там вам обязательно подберут другой детский сад поближе к дому, где есть свободные места.

Чтобы избежать этой ситуации, встаньте на очередь заранее. Это можно сделать официально - сейчас в каждом детском саду существуют "Книги учета будущих воспитанников". Как только малыш родился, вы приходите в понравившийся сад и записываете ребенка в эту книгу. Заведующая выдаст вам уведомление о регистрации и в дальнейшем сообщит, когда будет комплектоваться группа. Существуют также льготные категории, принимаемые в детский сад вне очереди - это дети из многодетных семей, дети безработных, дети беженцев и переселенцев, дети учащихся матерей, дети инвалидов 1 и 2 группы, дети, находящиеся под опекой, дети, один из родителей которых находится на военной службе, дети одиноких работающих родителей, дети судей, прокуроров и следователей, дети работников образовательных учреждений системы Департамента образования, а также дети, чьи братья и сестры уже посещают этот сад.

Пойдет ребенок в детский сад или нет, это вопрос, который должен решить каждый родитель индивидуально. Чтобы ответить на него нужно в серьез задуматься, а что это даст моему ребенку, принесет ли он ему пользу и не навредит ли? Чтобы понять это, нужно узнать обо всех достоинствах и «подводных камнях» современного дошкольного образования.

Что даёт детский сад ребёнку?

Бытует мнение, что если ребенок не ходил в детский сад, то он не сможет научиться находить общий язык со сверстниками и в будущем у него будут проблемы с общением и коммуникабельностью. На деле же, если ребенок контактирует с детьми во время прогулок на площадке или посещения секций, то это уже дает необходимую базу и проблем с коммуникабельностью у него возникнуть не должно. Главное чаще выводите карапуза «в свет», не сидите дома. А в детском саду, несмотря на все возможности общения, у малыша есть риск нарваться на агрессию со стороны сверстников, что может негативно повлиять на нежную детскую психику и действительно создать проблемы.

И не стоит думать, что эта своеобразная «школа жизни» совсем безобидна, хорошо, если ребенок справится с навалившимся на него стрессом, а если нет?

При постоянных конфликтах в садике, ребенок может замкнуться в себе. В таком случае, важно, чтобы воспитатель вовремя разрешил создавшуюся проблему, иначе возможен риск того, что у ребенка разовьется неуверенность в себе и страх перед самим общением. Помимо этого существуют случаи грубой некомпетентности самих воспитателей. Если ребенок систематически подвергается несправедливым упрекам со стороны взрослого персонала, то у него может сформироваться понятие, что это норма поведение, и что сила дает право унижать людей слабее себя.

Многие родители считают, что они не смогут так развить ребенка и подготовить его к школе, как это сделают в детском саду. Но никто не сможет донести новую информацию до ребенка так, как это сделали бы родители, и никого он так не послушает, как своих родных. А главное, в случае сложностей с изучением материала, мама с папой всегда помогут, и кроха не будет бояться познавать новое, он будет уверен в своих силах и стремиться вперед. При правильном подходе родителей к воспитанию и развитию, малыш может добиться гораздо больших успехов, нежели в детском саду. Читайте литературу по воспитанию, интересуйтесь методиками обучения, и результат не заставит себя долго ждать.

Еще один довод в пользу детского сада – если ребенок не будет ходить в детсад, то он не научится дисциплине и самоорганизации. В действительности, все не настолько однозначно. Ведь дома тоже можно, а на самом деле даже нужно, ввести распорядок дня. Организуйте день малыша, так чтобы всем было удобно, разнообразьте его всевозможными занятиями и играми, давайте интересные задания, позвольте ему быть немного самостоятельным.

Если Ваш ребенок посещает детский сад, внимательно следите за его поведением. Насторожить должно, если малыш начал замыкаться в себе, стал равнодушен к любимым ранее играм, плачет перед походом в садик, нервничает без видимых причин и периодически приходит с синяками и царапинами. Поговорите с малышом, обсудите этот вопрос с воспитателем, если проблема есть, то ее надо решать.

Но не стоит думать, что отправлять ребенка в садик нельзя ни в коем случае. Садик садику рознь, при правильном выборе учебного заведения, детский сад может стать вторым домом для ребенка и принесет исключительно пользу и радость. И если Вы решили отдавать Ваше чадо в детский сад, к выбору нужно подойти очень ответственно.

В хорошем детсаде должен быть свободный доступ к информации о работе садика, его персонале, режиме, питании; в меню должны учитываться особенности конкретного ребенка; небольшие группы, не более 12 человек. Обязательно побеседуйте с воспитателем, пусть он расскажет Вам о своей методике обучения детей, можете поприсутствовать на одном занятии. Поговорите с родителями одногрупников, довольны ли они, охотно ли их ребенок ходит в этот детский сад.

Также вы можете рассматривать не только государственные садики, но и частные, или домашние сады, последние значатся «как центры по уходу за ребенком». Выберите наиболее подходящий вариант именно Вашему ребенку.

Итак, пример Северной Каролины. Думаю, понятно, что 1 звезду получает садик, который соответствует минимальным требованиям. С одной стороны маловато, но на самом деле уже хорошо - ведь некая проверка и оценка. Чтобы получить дополнительные звёздочки, нужно заработать баллы по многим компонентам за прошедший год: образование персонала, наличие оплачиваемого отпуска или иных дополнительных выплат у них же, сам процесс обучения детей, применяемые стандарты и подходы, не говоря уже о необходимом количестве педагогов, игрушек и свободной площади для игр и отдыха. Вот только некоторые пункты, которые берутся во внимание при проставлении так называемого рейтинга «окружающей среды» или атмосферы в детском саду:

  • Соотношение количества персонала и детей в учреждении;
  • Достаточно ли большая комната для детей и безопасно ли всё организовано;
  • Состояние и наличие материалов для игр;
  • Выполнение правил по смене подгузников/одежды, мытья рук;
  • Взаимоотношения между воспитателями и детьми и т.д.
Это только несколько требований из большого списка, поэтому легко представить, что в 5-звёздном садике листы ожидания свободных мест могут тянуться годами, хотя цена там явно очень высокая. При этом 3 звезды - это уже очень хороший результат. Если учесть, что детский садик должен вывесить свои баллы за каждый пункт на видное место, то очень легко разобраться, почему в одном учреждении чуть меньше, а в другом больше.

По-моему, такая оценка вполне разумное решение - во всяком случае, с точки зрения родителей. У них есть возможность сразу представить, за что они платят. К примеру, в Канаде детские сады стоят очень дорого. Цены очень варьируются, начиная от 500 канадских долларов, заканчивая (даже боюсь предположить) 1500 в месяц. Представьте, когда нужно отдать такую сумму за месяц, то, как минимум, хочется быть уверенным в этом учреждении. Тем более, если речь идёт о домашнем садике, где мама, имея своих детей, берёт ещё других малышей и присматривает за ними. Определить на глаз, почему один садик стоит в два раза дороже другого не всегда удаётся, поэтому наличие официальной системы проставления звёзд по конкретным и общедоступным требованиям меня привлекла.

Я не в курсе, насколько хороша эта система на самом деле, но однозначно можно сказать, что далеко не всегда от количества звёзд зависит качество заботы о детях в детском саду, поэтому основываться только на баллах точно нельзя. А какие у вас возникли мысли по этому поводу?



Статьи по теме: Дети

Lara Mama 22.04 13:53

Моя сестра с криком ходила в дет.сад.Все соседние дома слышали как орала!Не любила,жуть! Теперь рассказывает,что няня ее называла "микроэлемент".Теперь-то она понимает,что это не матюкня какая-то,а кнстатация факта.Она маленького роста(сейчас ей 30 и 1м49см:)). Воспоминания нехорошие. Но свою дочку отдала в сад. Только не в 1,5года, как отдали ее, а почти в три.
Всегда есть "две стороны монеты".Думаю,что надо общаться с воспитателем.Расспрашивать про своего ребенка,рассказывать про его индивидуальные особенности. Мы вот привели племяшку к воспитателю и сказали: " За ребенком глаз да глаз нужен.Она может убежать с площадки.Будьте внимательны,пожалуйста."
Я считаю,что садик нужен.В целом положительное влияние оказывает.Но много зависит от воспитателей.
Всем удачи!!!

Ринатка Ахметова 22.04 13:54

Я походила в детсад около года, а потом наотрез отказалась. Сказала что буду сидеть дома одна, но туда не пойду. И сидела ведь! Пока отец с работы придет (он работал по сменам) сидела одна дома под столом, но в дет.сад не ходила! А что мне там не нравилось не помню...
Конечно детсады все разные. Мне одна женщина из Австралии прислала описание их детского сада и того, что там детям в плане воспитания, получения навыков дают, так мы читали всей семьей не один раз. Моя Юля и части того не может, что более младший ребенок уже умеет там! Я спрошу разрешения и опубликую может отрывок потом. Вот это я понимаю детсад! Ребенок из него уходить не хочет, представляете...
А у нас воспитатели голодные, пошли туда от безисходности, тех что от Бога мало все-таки...
Часто на детей кричат, заставляют сидеть на горшках по часу и т.п. ужастики. Частенько дети воспитателей просто бояться, они их давят психологически, губя личность и всех выравнивая под одну гребенку.
Конечно есть и много хорошего и самое главное общение и коллектив. Это в жизни очень нужно.
Я вот тоже все решаю проблему как дать хорошее развитие, любовь и одновременно коллектив ребенку. Пока пришла к мысли самой создать детсад
А у вас в Москве много же всяких садиков коммерческих, элитных и т.п. Где на 5 человек один воспитатель, знающий английский и все известные методики и т.д... Может поискать что-то такое, типа центра развития? Или это безумно дорого?
У нас в Омске есть один такой садик. Там дневная группа и занятия (они называют себя монтессори). Туда очередь на несколько лет вперед и сумашедшая оплата.
Нет, ну чем не бизнес!? Люди же готовы платить за образование, за хорошее отношение к твоему ребенку. Есть спрос и нет предложения. Что-то не так... рынок этого не допускает.
И еще меня несколько сдерживает от садика то, что у большинства садиковских детей моих знакомых очень частые ОРЗ. Ну практически только выпишут в садик, снова на больничный. Не хотелось бы гробить здоровье ребенка. Хотя бытует мнение, что ребенок должен находится во всевозможных инфекциях, это тренирует имунную систему. Но мое сердце никак не может с этим согласиться...

Если малышу в каком-то садике сразу не понравилось - делайте выводы. Ребенок, в отличие от взрослых, часто сразу чувствует общее настроение того или иного коллектива. Но имейте в виду, если у ребенка есть изначальная установка "в садик не хочу" - он будет отвергать любой детсад, даже самый лучший…

Одна мама устраивала свою дочку в садик, и начала, разумеется, с учреждения, которое слыло в районе образцово-показательным. Там, мол, и активное развитие, и плавание, и вкусная еда… Заведующая встретила посетителей не очень-то приветливо. Ничего вроде бы удивительного - глава детсадика, как правило, человек занятой. Но вот тон был не слишком гостеприимный… И самое главное - гуляя в ожидании по коридорчику, девочка заглянула в группу и увидела такую картину: детишки сидят чинно на стульчиках вдоль стенок, положив руки на колени. Это в самый активный период дня! Ребенок откровенно скривился, а когда их все же пригласили в кабинет и начали намекать, что просто так в это учреждение не попасть, трехлетняя девица без излишней дипломатии заявила: "Мама, пойдем в другой садик!" И потянула маму к двери. (Обратите внимание - не пойдем вообще домой, а поищем другой садик!)

В результате девочка "выбрала" обыкновенный рядовой детсад, ничем не примечательный, но при первом его посещении мама с дочкой увидели иную картину: воспитательница несет в группу обед, а следом в белых колпачках и фартучках гордо вышагивают два ребенка: один несет хлеб на подносе, а другой - салфетки. И еще: пока, как водится, ждали аудиенции у заведующей (которая самым доброжелательным тоном попросила их чуточку подождать), не раздалось ни одного воспитательского голоса из группы на сколько-нибудь повышенных тонах. То, что детей в этом саду воспитывают достаточно активно, не подавляя их личностей, понравилось и маме, и дочке. К слову сказать, садик в общем их ожиданий не обманул.

Определитесь с тем, что для вас важно

Для иных взрослых хороший садик - это тот, где помимо общего развития будут давать трехлетнему малышу кучу дополнительных предметов, нагрузят его до предела (за немалые деньги родителей), а в результате иногда получится, что ребенок общего-то развития и не получит. Будет уставать. И в результате разлюбит и садик, и занятия, и общение.

Иным кажется наиболее привлекательным садик ближе к дому. Многие делают выбор исходя из внешнего и внутреннего "убранства" детсада - мол, есть ли там ковры, много ли игрушек, сделан ли ремонт…

Что ж, ваше право пользоваться любыми критериями. Но помните: в садик будете ходить не вы, а ребенок. Так что может быть, близость к дому оправдана в чем-то (если у вас нет машины). Ведь маленькому ребенку трудно проделывать на первых порах долгий путь пешком или в общественном транспорте. Но во всем прочем присматривайтесь к общему настроению коллектива, к духу, который витает в этом саду.

Познакомьтесь с заведующей садиком

Очень много в садике зависит от заведующего (точнее от заведующей, поскольку в подавляющем большинстве на этой должности работают женщины). Вашему ребенку будет хорошо в садике, которым руководит заведующая, сочетающая в себе в равной степени качества педагога и администратора. Сразу предупрежу: сбалансированное сочетание этих качеств достаточно редкое, часто наблюдается откровенный перекос в ту или иную сторону.

Вот один вариант: во главе садика - прекрасный педагог , любит детей, уважает воспитателей. Но при этом у нее напрочь отсутствуют какие-либо администраторские навыки. И поэтому ей сложно проконтролировать набор кадров и качество их работы на местах. В одном из таких садиков заведующая покоряла с первого взгляда: молодая, приветливая, второе образование - детский психолог, детишек любит и что называется, чувствует… Но при более близком знакомстве с садиком родители обнаружили, что в группе у их ребенка - откровенно бездарная воспитательница и нянечка-алкоголичка. Как ни грустно было, с садиком пришлось расстаться.

Второй вариант: заведующая - прирожденный администратор (это как раз то самое показательное учреждение, о котором мы говорили выше). Персонал вышколенный, отбор кадров жесткий, снабжение и обеспечение садика - на высшем уровне (а это тоже надо уметь организовать…) Но при этом - достаточно прохладное отношение как к детям, так и к воспитателям. Именно поэтому сами воспитатели при всем своем профессионализме нередко срывались на детях (а чтобы не было нареканий в работе, просто заставляли детишек сидеть на стульчиках - не хочешь, чтобы тебе указали на ошибки, лучше ничего не делать…) В результате общение с детишками при образцово-показательном обеспечении было достаточно формальным, что явно было детям не на пользу. И садик на самом деле больше привлекал родителей, и то до поры до времени.

Третий вариант - счастливое сочетание администратора и педагога. Это тот садик, что выбрала трехлетняя девочка, которую мама "пристраивала" в детское учреждение. Да, здесь заведующая скорее всего не стремилась вывести свой сад в образцово-показательные, но скорее всего потому, что понимала - детям и персоналу на пользу это не пойдет. Зато можно избежать лишних проверок и позволить воспитателям не формализовать работу с детьми, а наоборот, сделать ее активной и приближенной к самим детям. С другой стороны, организация работы в садике не страдала: не было ни нянечек-пьяниц, ни воспитателей, орущих на детей; в садик периодически приезжали детские театры, организовывались в течение года различные праздники, в Новый год - непременная елка… Этого всего не было через край, но чувствовалось - работа в садике организована прежде всего с любовью к детям.

Что делать, если вас при поступлении в садик активно просят заплатить некое подобие взятки

Часто это оформляется словами: "Ну что ж, а чем вы можете нашему садику помочь?" Обычно предлагается перечень дорогостоящих покупок, которые необходимо сделать родителям для поступления их потомка в сад. Многие родители на это идут - мол, делать нечего… А другие спрашивают - платить или не платить? Ответ один - не платить, если вы устраиваетесь в обыкновенный муниципальный сад, в который вас просто обязаны взять бесплатно, если к тому же еще подошла для этого ваша "очередь".

Помните известный "закон взятки" - где с вас вымогали деньги однажды, там будут вымогать и дважды и трижды, а почему бы нет? Вы же один раз заплатили, и доказывайте потом, что это были ваши многолетние накопления и больше у вас таких денег нет!

Вообще в любом случае, когда вам предлагают платить, поинтересуйтесь - за что? Если вы надеетесь, что после вашей взятки к ребенку в садике будут относиться лучше - так скорее всего, там все дети поступили в сад на тех же основаниях, и ваш ребенок не будет исключением...

Разумеется, речь идет опять же о самом обычном садике. Если вы сами решили устроить ребенка в частный или специализированный платный сад - там взносы при поступлении оговорены изначально. Но это уже не взятка, а стоимость места. Там эта плата носит совсем другой характер, и вы решение об этой плате принимаете сами. По крайней мере, вы знаете, за что платите, и при этом получаете и право требовать предоставления оплаченных услуг. А в случае с несанкционированной "помощью садику" из кармана родителей - чего вы сможете потребовать?

Понятно, что наши муниципальные сады находятся в очень плачевном состоянии, и порой вынуждены идти на такие меры. Но помощь садику вполне может быть не только финансовая!

Во многих садиках родители сами клеят и моют окна, приносят по мере возможности цветы из дома, корм для птички и рыбок; папы занимаются починкой шкафчиков и детской мебели. А одной маме было откровенно некогда клеить окна, но имея дома компьютер и принтер, она набирала и распечатывала необходимую для садика документацию (поскольку в самом садике такой "роскоши" и в помине не было)… Вот такая помощь вполне закономерна, особенно если к ней не принуждают силой с угрозами отыграться на ребенке.

Познакомьтесь с воспитателями

Итак, если вы выбрали садик на уровне заведующей, познакомьтесь и с теми, кто работает в группе, которую будет посещать ваш ребенок.

Да, при том уровне зарплаты, которую получает сейчас работник обычного детского сада, как-то и язык не поворачивается требовать особого рвения в работе - хотя к чести воспитателей надо сказать, что большинство из них все же являются по-хорошему фанатиками своего дела. Хотя бывают и откровенные психологические садисты, которые готовы работать практически за бесплатно, но в качестве компенсации иметь возможность подавлять подчиненных им людей - пусть даже маленьких.

Знакомясь с воспитателями, не только оцените их характер и стремление работать с детьми, но и сами постарайтесь не вызвать у них напряжения. Ведь залог успешного посещения ребенком садика - контакт родителей и воспитателей, умение и желание взаимно сотрудничать.

Нарицын Николай Николаевич, врач-психотерапевт, психоаналитик

Детских садов много - и государственных, и частных, а критериев выбора ещё больше: важны воспитатели, персонал, программа развития. сайт вместе с Наталией Закирьяновой, клиническим психологом детского центра "Моя радость", разбирается, что стоит учитывать, чтобы выбрать лучший для вашего ребёнка вариант.

Что важно родителям?

сайт провёл опрос среди родителей, чтобы выяснить, что им важно при выборе детского сада. В опросе приняли участие 97 человек. Они отметили, что в первую очередь обращают внимание на расположение детского сада (ближе к дому или работе) и только потом на компетентность воспитателя или его способность к эмпатии. Среди ответов "Другое" были такие варианты: "Безопасность и охрана здоровья", "Небольшие группы", "Невысокая цена", "Общее видение о развитии детей с воспитателем и другими родителями".

На вопрос "На что ещё вы обращаете внимание при выборе сада?" большинство отметили важность оснащения сада (помещения, игрушки, хорошая мебель, бассейн), программ развития для детей и питания. Были также и индивидуальные запросы: "Питание для аллергиков или возможность приносить своё", "Как ведут себя другие дети" и "Чтобы работали монтессори-педагоги".

Родители воспринимают детский сад как место, где остаётся и проводит время ребёнок. Поэтому важнее всего для них его безопасность и комфорт: способность воспитателя при необходимости оказать первую помощь, качественное питание, оснащение сада, окружение и отношение к ребёнку.

На что обратить внимание при осмотре детского сада

Чтобы убедиться, что сад соответствует требованиям, Наталия Закирьянова рекомендует тщательно осмотреть сад снаружи и внутри, а также побеседовать с воспитателями и персоналом. Также важно определиться, какую главную задачу вы возлагаете на сад: он должен помогать ребёнку социализироваться, развиваться и готовиться к школе или просто быть местом, где можно спокойно оставлять ребёнка. От этого зависит, на что обращать внимание.

В любом случае родителям важно, чтобы ребёнок был в безопасности. Для этого при осмотре сада обратите внимание на:

    Ограждение территории . Забор должен быть достаточно высоким, чтобы ребёнок не смог через него перелезть, особенно, если рядом находится проезжая часть.

    Вход на территорию детского сада должен закрываться.

    Территория вокруг сада . Посмотрите, достаточно ли ухоженные веранды, чистый ли песок в песочницах, насколько безопасны и отвечают ли возрастным требованиям горки, качели и спортивные сооружения.

    Площадки для прогулок и поведение воспитателей . Стоит посетить сад во время прогулки и обратить внимание, на каких площадках играют дети и как ведут себя воспитатели. За детьми младшего возраста нужно не просто следить, но и участвовать с ними в совместных играх. Детям постарше воспитатели могут давать самостоятельно выбирать занятие во время прогулки.

    Помещения внутри сада . Очевидно, чистыми должны быть все помещения, в том числе лестницы и коридоры, и особенно санузлы. В комнатах должна быть комфортная температура и свежий воздух без посторонних запахов. Обратите внимание на состояние мебели в группах: хорошо ли открываются шкафчики, достаточно ли кроватей, столов и стульев. Площадь помещения должна соответствовать количеству детей: минимум 4 квадратных метра на каждого ребёнка .

    Оснащение сада . Оформлены ли информационные стенды для родителей, есть ли развивающие игрушки, помещения для занятий танцами, музыкой, гимнастикой или бассейн и насколько они выглядят безопасными.

    Питание . Оцените, насколько разнообразно меню на стенде, достаточно ли новая посуда. В частных садах может быть собственный пищеблок или же может заключаться договор с компаниями на поставки еды. В собственном пищеблоке можно сразу же проконтролировать качество еды.

О чём поговорить с воспитателем и персоналом?

Не стесняйтесь спрашивать у персонала, сколько раз в день делают влажную уборку, как часто меняют постельное белье и моют ли игрушки. Познакомьтесь с воспитателем и, если есть возможность, понаблюдайте за учебно-воспитательным процессом.

У хорошего воспитателя - индивидуальный подход к каждому ребёнку, он внимателен и пытается понять воспитанника, умеет разрешать конфликты. При этом воспитатель не должен быть излишне мягок, поскольку от дисциплины зависит безопасность детей. В детском коллективе важно быть достаточно строгим, но не грубым: воспитатель может говорить командным тоном, но не должен кричать и срываться.

Большинство родителей отмечает, что именно эмпатия, личный подход и умение найти общий язык с ребёнком важнее всего при выборе воспитателя.


Поговорите с воспитателем об особенностях развития и занятости: по каким программам занимаются дети, соответствуют ли они возрасту ребёнка, как проходит день в саду. Ваши взгляды по этим вопросам должны совпадать.

Наталия Закирьянова объясняет, что если вы отдаёте в сад ребёнка раннего возраста (до 3 лет), то для него нужнее всестороннее развитие. В этом возрасте ребёнку не обязательно изучать иностранные языки и алфавит, важнее физкультура, развитие речи, лепка, конструирование, рисование, музыка, знакомство с окружающим миром. О занятости детей можно поговорить не только с воспитателем, но и с методистом детского сада .

Как помочь ребёнку адаптироваться?

Детский сад становится новой и большой частью жизни ребёнка, и уровень адаптации к новым условиям может влиять на состояние психики и здоровья. Адаптируются к новому распорядку, условиям и окружению все дети по-разному, поэтому родителям стоит наблюдать за поведением ребёнка, чтобы при необходимости помочь ему.

По словам Наталии Закирьяновой, психологи выделяют 3 степени адаптации ребёнка:

    Лёгкая адаптация . Малыш вливается в коллектив за 2-4 недели, без истерик остаётся в группе и первым идёт на контакт с ровесниками, легко подстраивается под режим дня, адекватно реагирует на одобрение или неодобрение воспитателя, рассказывает родителям, как прошёл день в саду и что нового он узнал. По ребёнку видно, что он ему нравится, его настроение радикально не меняется, когда его отводят в сад.

    Привыкание средней тяжести . Адаптационный период - не менее 1,5 месяца. Малыш болеет, демонстрирует выраженную негативную реакцию на сад, не хочет расставаться с родителем. При этом через какое-то время включается в процесс, участвует в занятиях, играх, общается со сверстниками.

    Тяжёлая адаптация . Привыкание может затянуться от нескольких месяцев до нескольких лет. Ребёнок проявляет открытую агрессию или уходит в себя, демонстрируя полную отстранённость от происходящего. Дети с тяжёлой адаптацией могут весь день стоять в стороне, смотреть в окно и ждать, когда их заберут домой. Они не включаются в игры, не участвуют в занятиях, не хотят общаться с другими детьми, их не получается ничем заинтересовать. Может доходить до состояния полной дезадаптации и невозможности посещать детский сад.

"Многое зависит от возраста ребёнка. Полуторагодовалым детям редко нравится посещать детский сад, в таком возрасте они сильно привязаны к маме. Но если в саду хорошие условия и заинтересованные воспитатели, то спустя некоторое время негатив от посещения сада у детей уменьшается. Тем не менее осознанно хотеть в садик и чувствовать себя комфортно целый день без мамы дети начинают к 3-3,5 года", - объясняет Наталия Закирьянова.

Чтобы облегчить адаптацию, нужно прививать важные навыки. Научите ребёнка самостоятельно одеваться и раздеваться, завязывать шнурки, пользоваться ложкой и вилкой, проситься и ходить на горшок, есть разную пищу, общаться со сверстниками и взрослыми, играть с другими детьми. Начните с групп кратковременного пребывания и постепенно увеличивайте время ребёнка в саду. Если малыш посещал группу раннего развития до того, как пойти в детский сад, то адаптация пройдёт быстрее.

Как понять, что ребёнку плохо и нужно менять сад?

Опрошенные родители отмечают, что причиной для смены детского сада для них могут стать неприязнь ребёнка к воспитателю, плохая программа развития, плохое отношение к ребёнку, конфликт ребёнка с другими детьми или конфликт самих родителей с воспитателями.


Смена детского сада - стресс, ведь ребёнку снова придётся адаптироваться к новым условиям. Стоит убедиться, что ребёнок действительно чувствует себя в саду некомфортно и смена детского сада ему необходима, иначе можно только умножить его беспокойство.

Если привычный уклад жизни ребёнка не менялся последние 2-3 месяца, но вы замечаете симптомы стресса, то, вероятнее всего, он связан с детским садом. Это могут быть вялость, агрессия, тревога, плаксивость, капризность, изменения в речи вроде запинок и заикания, энурез.

Наталия Закирьянова рассказывает, как убедиться, что проблема именно в детском саду: "Предложите ребёнку поиграть в детский садик. Обратите внимание, с интересом ли он соглашается на игру, присутствуют ли в игре неблагополучные сюжеты. Отслеживайте, есть ли проявления негатива в рисунках, лепке и другом творчестве.

Главное, доверяйте ребёнку: дети лучше чувствуют. Это мы, взрослые, видим красивые картинки - стенды, мебель, игрушки. Ребёнок же чувствует: он безошибочно определяет хорошее к нему отношение и знает, когда его любят и понимают".

Помните, что период адаптации не отражает отношение ребёнка к садику. Многие дети не хотят утром идти в детский сад, однако в группе с удовольствием вовлекаются в игры, зарядку, занятия и общение. Если вас тревожит выбор садика, то стоит понаблюдать, как ребёнок ведет себя и как общается со сверстниками и воспитателем. Наталия Закирьянова рекомендует присмотреться к выражению лица, мимике, жестам малыша. Не предупреждайте персонал о своём визите и встаньте так, чтобы ребёнок вас не видел.

Если вы видите, что ребёнок плохо и долго привыкает к детскому саду, встревожен, ему некомфортно - это причина сменить детский сад. "Сложно найти детский сад, который соответствует всем условиям. Определите ваши приоритеты и оцените ситуацию такой, как она есть. Постарайтесь сразу выбирать из того, что соответствует вашим возможностями и нуждам ребёнка, чтобы не возникло необходимости снова менять детский сад", - рекомендует Наталия Закирьянова.

Прежде чем выбрать частный садик для своего ребенка, ознакомьтесь с основными плюсами и минусами посещения данного учреждения.

Плюсы:

  • Количество детей зачастую не превышает 10 человек в группе;
  • Более индивидуальный подход к каждому ребенку;
  • Разнообразное меню;
  • Разнообразие занятий;
  • Наличие камер во многих садах с дистанционным просмотром для родителей;
  • Режим работы сада более гибкий, имеется возможность забирать ребенка позже, чем в государственных;
  • Родители могут вносить предложения по учебному процессу детей.
  • Ребенок легче адаптируется.

Минусы:

  • Высокая стоимость;
  • Часто могут находится довольно далеко от места проживания.

Домашние детские сады

Сейчас все большую популярность приобретают домашние детские садики. Для многих родителей это становится альтернативным решением, при отсутствии мест в государственных учреждениях.

Что необходимо знать о таких садах:

  • Данный вид деятельности можно организовать при наличии педагогического образования и опыта работы в дошкольном учреждении;
  • Сад как правило размещается в квартирах либо в специально арендованных помещениях;
  • Одновременно должны посещать не более 6 человек;
  • Все воспитатели должны иметь соответствующее образование;
  • Должна быть оборудована спальня, у каждого ребенка свое спальное место;
  • Кухня должна соответствовать всем требованиям к чистоте и безопасности.

Плюсы такого сада:

  • Индивидуальный подход к каждому ребенку;
  • Принимают детей в любом возрасте, но в зависимости от среднего возраста группы;
  • Небольшое количество детей (как правило от 3 до 7);
  • Договорные условия по посещению;
  • Питание подбирается с учетом требований родителей.

Минусы:

  • Такие сады не имеют лицензий, организуются частными лицами. Поэтому различных санитарных проверок там не проводится. Родитель должен сам удостовериться в безопасности и чистоте;
  • Если возникнут какие либо конфликты с руководством, доказать что-то будет достаточно сложно;
  • Во многих садах один воспитатель, нет других педагогов;
  • Прогулки проходят на близлежащих детский площадках. Одному воспитателю достаточно сложно уследить за 7 детьми, особенно если они активные. Многие площадки не огорожены и располагаются рядом с проезжей частью;
  • Маленькие помещения (3 комнатные квартиры наиболее распространены). Мало места отводится для игр и занятий ребенку;
  • Отсутствие медицинского работника;
  • Высокая стоимость;
  • В случае болезни ребенка как правило стоимость не возвращается.

Документы для детского сада

Если выбор определен, встает еще один вопрос, какие документы нужны?

Зачастую в поликлиниках уже имеются карточки обхода врачей для сада. Также в каждом учреждении Вам могут дать подробный перечень.

Перечень документов для зачисления:

  1. Заявление.
  2. Свидетельство о рождении (копия).
  3. СНИЛС ребенка (копия).
  4. СНИЛС родителя (копия).
  5. Паспорт родителя.
  6. Справка о регистрации по месту жительства.
  7. Медицинский полис ребенка.
  8. Договор.
  9. Мед. карта и карта прививок.
  10. Справка (095/у форма), предоставляется каждый год после лета.

Для медицинской карты необходимо обойти следующих врачей: педиатр, хирург, ортопед, невролог, окулист, логопед, отоларинголог, стоматолог.

Карта прививок: АКДС, полиомиелит, паротит, корь, манту, БЦЖ

Анализы: общий анализ крови и мочи, энтеробиоз, на яйца глист (срок хранения не более 10 дней), ЭКГ.

Если Вы отказываетесь от проведения прививок, то согласно закону No 157 «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», это не является поводом для отказа в зачисление в детский сад. Но Вы должны предоставить письменный отказ по форме N 19н. Ее можно взять в поликлинике или у мед. работника в саду.

Имейте в виду, что в перечень отказа от прививок не входит проба Манту. Прививкой она не является.