Еще одним минусом раннего появления детей является финансовая несостоятельность. Беременность и декретный отпуск сразу после школы или института лишают семью солидной части общего бюджета. Молодой отец, как правило, работающий не на самой высокооплачиваемой должности, не всегда сможет дать ребенку и его матери все, что необходимо. Поэтому часто такие семьи зависят от родственников.
Кроме того, в то время, когда все свободные или бездетные друзья и подруги обретают финансовую независимость от родителей, начинают , которая нравится, регулярно обновлять гаджеты, отдыхать за границей, молодая семья вынуждена менять приоритеты в собственных тратах и экономить. Это происходит до тех пор, пока женщина не выйдет на работу, да и позже солидная доля заработка идет на ребенка, а не на развлечения.
Что касается трудоустройства – это также отдельный минус. Если юная мама не работала до появления малыша, у нее могут возникнуть проблемы, поскольку все работодатели уверены: маленький ребенок - это вечные больничные и отгулы. Отказать по этой причине, конечно, никто не может, но есть вероятность, что после собеседования отдадут предпочтение бездетной кандидатке.
У молодой семейной пары, как правило, собственные родители не стары, то есть не являются пенсионерами, которые могут полностью посвятить себя ребенку, предоставив тем самым возможность поработать и отдохнуть новоиспеченным маме и папе. Впрочем, данное обстоятельство можно рассматривать как плюс, ведь в этом случае они всегда могут помочь .
Также немаловажным плюсом появления ребенка в молодой семье является здоровье родителей. В условиях плохой экологии и наличия многолетних вредных привычек к тридцати годам люди могут иметь приобретенные заболевания, которые скажутся на малыше. К тому же риск патологии и развития врожденных аномалий плода гораздо выше в случае, если будущая мать старше 35 лет.
Семьи с ранними детьми счастливы еще и потому, что полноценная жизнь родителей начинается тогда, когда у многих появляются первые трудности, связанные с рождением детей. Например, малыш появляется у 20-летних женщины и мужчины. Первое время им активно помогают нестарые и энергичные родственники, зато потом ребенок подрастает, собственные мамы и папы выходят на пенсию, а карьера молодых движется вверх. После 30 лет начинаются путешествия – отдельные и совместно с ребенком, еще много сил, чтобы найти себе хобби или заняться экстремальным спортом. Зато у тех, кто тянул с , в этот период происходит настоящая ломка. Еще недавно было все – карьера, ночная жизнь, поездки, деньги, свобода – теперь же все сводится к кричащему малышу и его надобностям. Именно у старородящих матерей послеродовые депрессии бывают более продолжительными и глубокими.
Иногда говорят, что в раннем возрасте у будущих родителей полностью отсутствует инстинкт материнства или отцовства, якобы им самим нужна забота. Это весьма спорный аргумент, зато верно то, что детям легче найти общий язык с молодыми мамой и папой. Достаточно подумать о том, что если ребенок родился у пары в 35 лет, то на собственного чада, скорее всего, удастся погулять лишь после 60-летия, а то и позже. И это при том, что средний срок жизни мужчины в России составляет 59 лет! То есть велика вероятность того, что вставать на ноги после института ребенок будет уже вообще без поддержки родителей.
С давних времен люди заметили: жизненные стратегии и характер человека напрямую связаны с порядковым номером его появления на свет. Это подтверждают и исследования психологов и социологов, рассматривающих семью как систему со своими четкими законами и структурой. Однако родителям по силам вырастить ребенка гармоничной и счастливой личностью, независимо от того, единственный он в семье или нет, старший, средний или младший. Нужно лишь обратить внимание на определенные выигрышные моменты и подводные камни жизненных сценариев.
«Все мое» — так можно охарактеризовать положение единственного ребенка в семье. И в этом все плюсы и все минусы. Единственному чаду не надо ни с кем делить родительское внимание, любовь, заботу и прочие моральные и материальные ресурсы — это преимущество. Но из него вытекают и недостатки: стремление занимать лидерскую позицию априори, а не добиваясь этого в конкуренции, плохое умение работать в команде и соотносить свои желания и цели с потребностями и возможностями других людей. Чтобы научить ребенка всему этому, родителям нужно четко выстраивать границы в семье, учить ребенка наблюдать за эмоциями и действиями окружающих.
А самая главная опасность для единственного ребенка в том, что помимо всевозможных благ ему достаются и все надежды и чаяния родителей, ведь других детей нет. А значит, велика опасность оказаться погребенным под грузом несбывшегося и невоплощенного. «У меня не получилось, пусть будет у него» — родительская стратегия, уводящая ребенка очень далеко от его собственного «я».
Чтобы избавить растущее чадо от непосильной ноши, позвольте себе воплощать свои мечты самостоятельно — ведь так вы еще и станете для него замечательным образцом человека, который умеет ставить цели и добиваться их собственным трудом, преодолевая ошибки, страхи и неудачи.
Если единственный ребенок подрос и стремится к самостоятельности и отделению, не цепляйтесь за него. Чувствуете в себе огромный нерастраченный потенциал родительской любви? Вокруг много обездоленных детей, помогая которым, вы научите и своего ребенка быть милосердным и внимательным.
Когда детей двое, это уже команда. А родитель — тренер. Иногда — «играющий», то есть проходящий через все наравне с подопечными. Иногда — пытающийся соответствовать должности «великого и непогрешимого» гуру.
Но гораздо важнее то, какие отношения между детьми он культивирует. Если это «мы разные, у всех свои сильные и слабые стороны, и классно, что мы вместе», сколько бы ссор, драк и конфликтов ни было в первые годы жизни, дети вырастут и будут жить с ощущением того, что в мире есть близкий и родной человек, на которого можно опереться.
А вот если «тренер» приветствует постоянную конкуренцию и необходимость доказывать свое превосходство — ребенок, и повзрослев, будет видеть в окружающих исключительно врагов, с которыми нужно или бороться или же подчиняться им, признав собственное поражение.
Младший ребенок при таком сценарии частенько превращается в «прыгуна на недостижимую высоту», ведь старший всегда более сильный, ловкий, умелый, опытный — догнать и перегнать его практически невозможно. А старший, ощущая свое превосходство и авторитет, настолько старается помочь младшему, что нередко забывает о своих интересах.
Если в вашей семье растут близнецы, старайтесь обеспечить каждому комфортную степень индивидуализации (разная одежда, прически, увлечения). В случае с погодками важно обеспечить каждому игры и занятия по возрасту: не «усредняйте» их, иначе старший может притормаживать в развитии, а младший — проскочить что-то важное. Если же возрастная разница между детьми более 12 лет, каждый из них будет развиваться по сценарию единственного ребенка.
Чем больше детей в семье, тем вариативнее могут быть занимаемые ими роли — в этом огромный плюс. Но он «обнуляется», если сценарий взаимодействия оказывается жестко закреплен: у каждого есть четко определенное место, изменить которое он не в силах, как бы ни старался. В этом случае, вырастая, человек так и проживает всю жизнь в «клетке» семейных предписаний или будет все время с ними бороться, не имея возможности обрести собственную нишу и силу. «За всех в ответе», «Вечный середнячок», «Миленький малыш», «Третий лишний», «Двое против одного» — так можно обозначить наиболее распространенные сценарии многодетных семей.
Перед рождением очередного малыша родителям как минимум следует разобраться, как функционирует эта система в их семье и какие «ролевые ниши» остаются незанятыми. Самый простой способ — нарисовать генеалогическое древо, обозначив на нем не только детей, но и всех бабушек, двоюродных дядей и т.д. И подумать, на какого сказочного персонажа похож каждый из обозначенных на рисунке: кто Герой, кто Любимчик, кто Принцесса, а кто Дракон…
Учтите, что в многодетной семье в особенном положении, как правило, оказывается последний, младший ребенок, а в самом невыгодном — нередко средний. С младшим обычно столько носятся, так умиляются его проказам и неловкостям, что у него просто нет ни желания, ни потребности взрослеть. А вот «середнячкам» внимания достается маловато: родители слишком заняты успехами старших детей и заботой о маленьких. Чтобы нейтрализовать эти «угрозы», поощряйте младшего члена семьи к самостоятельности, а среднего очень внимательно выслушивайте, особенно в тех случаях, когда он явно жертвуют своими интересами в пользу других детей.
Некоторые родители, имея одного или максимум двух детей, часто жалуются на то, что они безумно устают, и что у них катастрофически не хватает времени на себя. Им кажется, что родители 4-5-х детей без дополнительной помощи вообще не могут существовать. Но, как не удивительно, это совсем не так. Какие же плюсы и минусы имеют дети в многодетных семьях?
Плюсы многодетных семей:
1. Дети с 5-6 лет в многодетных семьях вполне могут помогать родителям, и играть с младшими детками 2-4 лет.
В семье, где один малыш, никуда не денешься - ребенку нужно с кем-то играть. А вот в многодетной семье, как правило, старшие играют с младшими, помогают им одеваться, делать уроки, гуляют с ними, освобождая родителей от массы забот.
2. Дети младшего возраста во всем стараются подражать старшим. А как оказалось с психологической точки зрения, малышам легче подражать не взрослым, до которых слишком трудно дотянуться, а ребятам постарше. Поэтому в многодетных семьях младшие дети быстрее развиваются и приобретают навыки и умения.
В многодетной семье ребенок оказывается и в роли старшего, и в роли младшего, он должен уметь налаживать контакты с каждым членом семьи, общаться с детьми, как своего, так и противоположного пола, учиться уступать и настаивать на своем, защищать свое мнение, проявлять гибкость. При правильном воспитании дети из многодетных семей обладают более мобильной психикой, устойчивее к стрессам и лучше адаптируются в любом коллективе.
3. У детей из многодетных семей более развито чувство ответственности, это происходит в силу обстоятельств.
4. Дети из многодетных семей имеют большую нагрузку. Ведь, в семье, где один ребенок, маме все гораздо легче и быстрее сделать самой, в следствии чего ребенок не самостоятелен. А в многодетной семье помощь детей просто необходима матери, и как известно, ничто так не сплотит семью, как совместный труд. К тому же навыки, которые ребенок получает, помогая матери по хозяйству, пригодятся ему в дальнейшей жизни.
5. В большой семье есть все необходимые условия для преемственности поколений. У детей постепенно вырабатываются навыки общения с братьями и сестрами, затем у старших появляются свои дети, и маленькие дяди и тети учатся общаться с племянниками, разница в возрасте с которыми может быть не так уж велика. Вообще, дети из многодетных семей лучше подготовлены к браку.
6. В многодетной семье существует эффект так называемого маленького коллектива. Если в семье один - два ребенка, то быстро происходит эмоциональное насыщение детей друг другом. В многодетной же семье возникает система разновозрастного детского коллектива: в ней существует возрастная иерархия, старшие руководят младшими. Нужно только следить, чтобы старшие не угнетали младших.
Минусы многодетной семьи:
1. В семье, где всего 1-2 ребенка, родители имеют возможность индивидуально и более внимательно относиться к любому детскому проявлению и реагировать на него соответствующе, чего, к сожалению, нет в многодетной семье. А детям для нормального развития абсолютно необходимо пристальное внимание родителей.
2. Количество ответственности и домашних обязанностей, лежащих на ребенке в многодетной семье, может стать поводом для того, чтобы дети впоследствии упрекали родителей в том, что их "лишили детства".
3. Состояние здоровья детей в многодетных семьях зачастую не очень хорошее. Каждая многодетная семья - это небольшой коллектив, и если, к примеру, заболевает один ребенок, то следом за ним могут заболеть и остальные.
4. Во многих семьях, где один-два ребенка, у детей складываются конкурентные отношения, они ревнуют родителей друг к другу, что уж говорить тогда о многодетной семье?
5.Часто у детей из многодетной семьи бывает занижена самооценка, потому что они воспринимают себя не как индивидуальность, а как часть большого коллектива. В дальнейшем это может обернуться тем, что ребенок начнет доказывть свою уникальность и неповторимость.
6. Даже, если большая семья живет в доме или огромной квартире, то и детям, и взрослым не хватает уединения, возможности тихо посидеть, остаться наедине со своими делами и мыслями.
Итак фактов "за" и "против" равное количество, поэтому какой вариант выбрать для себя, вы решайте сами.
В последние годы семьи нередко решают ограничиться одним ребенком. И не только по экономическим соображениям. Порой можно услышать, что единственному ребенку психологически более комфортно: у него нет повода для ревности, ему не приходится делиться с братом или сестрой игрушками, да и в плане образования он получит больше, поскольку мать может бросить все силы на обучение одного чада... Но так ли уж бесспорны эти выгоды?
Как
ни крути, но у единственного ребенка в семье гораздо больше шансов вырасти
эгоистом, его "исключительность" в семье сильно сказывается на его развитии . А такие люди, как известно, повышенно ревнивы, им хочется, чтобы весь
мир вращался только вокруг них. А поскольку объективно повода для ревности у
детей нет, то они его специально ищут и находят.
Типичный пример: шестилетний Игорь дома вел себя
прекрасно. Но когда с работы приходил папа, мальчик резко менялся. Нет, не то
чтобы он проявлял недовольство... Наоборот, Игорь вроде бы радовался отцу, но
эта радость выражалась как-то чересчур бурно, и всплеск положительных эмоций
быстро переходил в отрицательные. Игорь становился обидчивым, раздражительным.
Он не давал родителям спокойно поговорить, требовал, чтобы с ним поиграли, и
совершенно не желал понимать, что папа устал и ему хочется отдохнуть. Когда же
наступало время сна, ревность проявлялась еще более откровенно: мальчик наотрез
отказывался засыпать в своей кровати и с детской непосредственностью пытался
спровадить туда отца.
– Ты ложись в мою кроватку, я тебе уже постелил,
– умильно уговаривал он папашу, который, как вы понимаете, был отнюдь не в
восторге от подобной «ссылки».
Другие «единоличники» ревнуют мать к работе или
к подругам. Некоторые женщины жалуются, что они даже по телефону спокойно
поговорить не могут: сын или дочь тут же начинают плохо себя вести,
демонстративно мешают общаться. Есть и такие, которые просто требуют, чтобы
мать положила трубку. Так что положение «единственного и неповторимого» вовсе
не является охранной грамотой против детской ревности. Просто ее направление
будет несколько иным.
По мнению психологов, личная жизнь «единственных наследников» обычно является «калькой» с родительского брака. Как показывает опыт, ко времени рождения своих детей они вдруг обретают прагматичное здравомыслие, полностью «прощают» своих родителей за отсутствие братьев и сестер и... заводят одного-единственного «наследника». Почему? Скорее всего, сказывается привычка. Модели воспитания и поведения в семье, где растет несколько детей, у них нет.
С точки зрения психоанализа
Фрейд был первым из психиатров, заметивших, что
«позиция ребенка среди сестер и братьев имеет важнейшее значение во всей его
последующей жизни». Так, например, известно, что старшие в семье дети обладают
некоторыми общими характеристиками: ориентация на достижение, качества лидера.
Кроме того, старший ребенок сперва воспитывается как единственный. Затем, когда
для него стала уже привычной его привилегированная позиция, его «место» в душе
родителей занимает новорожденный. Когда «захват» происходит до пяти лет, это
становится крайне шокирующим переживанием для ребенка. После пяти лет старший
уже имеет место вне семьи, в социуме и поэтому психологически меньше ущемляется
пришельцем.
Единственный ребенок обычно бывает окружен
усиленным вниманием взрослых. Особенно трепетно – в силу возраста – относится к
малышам старшее поколение. Многие бабушки и дедушки души не чают в единственном
внуке. Но гиперопека, как известно, порождает детские страхи. Детям передается
тревожность взрослых. Они могут вырасти несамостоятельными, зависимыми. Те,
кого чересчур сильно опекали и контролировали в детстве, во взрослом возрасте
бывают не способны на смелые, решительные поступки.
Ребенку вообще вредно чувствовать себя центром
Вселенной, вокруг которого вращаются планеты-спутники - его семья.
А в однодетных семьях это, увы, почти неизбежно.
Такой «детоцентризм» приводит к формированию потребительской психологии: дети
начинают считать родных своим придатком, существующим лишь для того, чтобы
удовлетворять их потребности и прихоти. Особенно ярко это проявляется в
подростковом возрасте.
Хотя, если разобраться, «единственный и
неповторимый» ведет себя вполне логично: взрослые воспитывали маленького принца
– и вот принц вырос. С какой стати он должен служить кому-то?
Психологи и педагоги всего мира озабочены
инфантильностью современных подростков и молодежи. Это, конечно, отдельная и
очень обширная тема разговора. Скажу только, что далеко не последняя причина
подростковой инфантильности, воспитание детей в одно-двудетных семьях,
когда гиперопека взрослых не дает чаду нормально повзрослеть. И оно, будучи
эгоистом, уверено, что быть взрослым значит иметь массу прав и почти никаких
обязанностей.
Представьте, каково придется взрослому
«маленькому принцу», когда его родители состарятся! Ведь на единственных
детей падает огромная нагрузка по опеке пожилых членов семьи. Часто бывает, что
у тридцатилетнего мужчины еще живы престарелые бабушка с дедом, которым нужно
то кран на кухне починить, то огород на дачном участке вскопать. А тут еще и
мать, живущая отдельно, попадает в больницу, ее тоже навещать приходится. Да и
своя семья заботы требует. А если еще и у жены нет братьев и сестер, то
нагрузка на «принца» удваивается.
Конечно, воспитанный эгоистом, такой сын может
сказать родным:
– Это ваши проблемы. Устраивайтесь, как
можете.
Но вряд ли вы захотите такого утешения в
старости. Да и человеку, который так говорит, придется несладко. Сколько бы он
себя ни уверял в своей правоте, ему не заглушить до конца голос совести. А это
порождает внутренние конфликты, ведет к душевному надлому.
Борьба со стереотипами
Стереотипное представление о психологических
проблемах единственного ребенка в семье сегодня не находит подтверждения. Как
показали исследования детских и подростковых психиатров из г. Мангейма
(Германия), единственные дети в семье не отличаются по доле отклонений в
поведении, страхам, школьной неуспеваемости от своих сверстников, имеющих брата
или сестру. Не выявлено также каких бы то ни было значимых различий между
мальчиками и девочками. В то же время, как показали специалисты Мангеймского
центрального института психического здоровья, решающее значение имеют
сплоченность семьи, стиль общения в семье, а также социальная среда, где растет
ребенок. Единственное, что явно отличает единственного ребенка в семье, - это
более высокий (на 4 пункта) уровень развития интеллекта.
Важность
подражания
и социальный опыт
Считается, что у единственного ребенка больше
возможностей для интеллектуального развития, но это еще одно распространенное
заблуждение.
Единственные дети мало играют или совсем не
играют в ролевые игры. Им не у кого научиться, не с кем играть. А пробел в
таких играх пагубно отражается на всем развитии ребенка, в том числе
интеллектуальном. Ведь именно такая игра дает маленькому человечку объемное
представление о мире.
У детей из таких семей совсем другой
социальный опыт. При столкновении с жизнью за пределами дома такой ребенок
часто получает психологическую травму. Попав в детский сад или придя в первый
класс, он по привычке ждет, что его будут выделять из окружающих. И когда этого
не происходит, невротизируется. У него может пропасть интерес к учебе,
возникает страх неуспешности, а это опять-таки не способствует
интеллектуальному развитию.
Первый ребенок многим похож на единственного.
Мир взрослых оказывает на него огромное влияние, и им начинает двигать желание
посоревноваться со старшими. Первый ребенок обычно консервативен, поскольку
привык защищать свое положение. Он очень ответственен и физическим столкновениям
предпочитает словесные. В нем обостренно развито чувство долга, а его цельная и
целеустремленная натура достойна доверия.
Появление брата/сестры неожиданно лишает его
власти, отбрасывает обратно в мир детей. И вот тогда начинается борьба за
возвращение утраченного первого места в сердцах родителей. Привычка
использовать свою власть в отношении братьев и сестер позднее проявляется в
стремлении доминировать над другими и всегда держать ситуацию под контролем.
У него сильный характер, а давление со стороны родителей
заставляет его с максимальной требовательностью относиться к себе. Он всегда
ставит планку очень высоко, и потом никогда не ощущает, что достиг достаточно.
То, что он является первым и старшим, на всю жизнь дает ему ощущение
собственной исключительности, делает спокойным и уверенным в себе.
Твой порядковый номер и карьера
Исследователи выяснили, что единственные дети в
семье и, в некоторой степени, первые дети чаще предпочитают интеллектуальную и
исследовательскую деятельность. Рожденные не первыми дети более тяготеют к
карьере, связанной с искусством и работой вне офиса.
«Эти результаты согласуются с теорией, по
которой порядковый номер рождения влияет на личность ребенка», - говорит
Фредерик Т. Л. Леонг (Frederick T. L. Leong), соавтор исследования и профессор
психологии в Государственном университете Огайо.
«Как правило, родители имеют различные ожидания
и предпочтения в отношении ребенка в зависимости от его порядкового номера
рождения, - продолжает Леонг. - Например, родители могут проявлять повышенную
заботу о единственном ребенке и беспокоиться о его физической безопасности.
Возможно, поэтому единственные дети в семье скорее проявят интерес к
интеллектуальному труду, чем к физической активности. К тому же единственный
ребенок в семье получает больше времени и внимания, чем те, у кого есть братья
и сестры».
Кроме того, родители могут обращать внимание
единственного или первого ребенка в семье на области, где возможна престижная
карьера, например медицина или юриспруденция. Возможно, поэтому дети, рожденные
позже, скорее проявят интерес к профессиям в области искусства.
Все под Богом ходим...
Родители, предпочитающие ограничиться одним
ребенком, не задумываются и о других, немаловажных последствиях своего решения.
Вот что пишет крупный российский демограф профессор Синельников: «Родителям
единственного ребенка, конечно, жить легче, но они не знают, как много у них
шансов стать бездетными в старости. По нашим расчетам, основанным на данных
Госкомстата за 1995 год, вероятность того, что мать переживет сына, равна 32%!
Только родители двух-трех и более детей имеют
достаточно надежную гарантию от потери их всех».
Причем теряют ребенка сейчас, как правило, не в
младенческом возрасте – младенческая смертность за последнее время, слава богу,
выросла незначительно. Теряют, увы, в подростково-молодежном, когда родителям
уже поздно думать еще об одном малыше. Но поскольку такое «может произойти с
кем угодно, но не с нами», люди живут в мире иллюзий. Без оглядки на
статистику.
Если же по каким-то причинам, причем весьма
серьезным, ребенок так и останется у вас единственным, постарайтесь смягчить
негативные последствия воспитания одного чада в семье и перевести их в позитив.
Как? Во-первых, везде и всегда развивайте и поощряйте альтруизм. Пусть ребенок
сызмальства приучается помогать окружающим, делать что-то для других: для
бабушки, дедушки, крестного...
Хорошая палочка-выручалочка в данном случае...
дачный участок. Работы в саду и огороде обычно хоть отбавляй, а деятельность
как раз направлена на благо всей семьи.
В семье, где растет один малыш, очень важно
поддерживать связи с родственниками. Единственному ребенку необходима большая
«родня». Тогда он практически не будет страдать от одиночества.
Конечно, можно пытаться восполнить нехватку
братьев или сестер друзьями, но родственные связи – это что-то особенное. Это
гораздо глубже, чем просто общность вкусов и интересов. Пусть у ребенка нет
родных братьев или сестер, но будут двоюродные, троюродные, четвероюродные...
да хотя бы седьмая вода на киселе! Тут особенно значима вторая часть слова –
«родные».
Есть и еще одна возможность «подарить» ребенку
брата с сестричкой: станьте для кого-нибудь крестной матерью. Это замечательно,
когда крестный брат или сестра воспринимаются ребенком как близкие
родственники. Но для этого, конечно, нужно, чтобы и вы считали крестника членом
своей семьи.