Звук «р» считается самым сложным для малыша. Если ребенок нормально развивается, то произносить его он научится где-то к пяти годам. Если к этому времени ребенок не в состоянии сам справиться с этим, то родители должны показать его стоматологу. Чаще всего причиной проблемы может быть короткая подъязычная уздечка. Достаточно немного подрезать ее - и проблема с буквой «р» будет решена. Если же подрезание уздечки не помогло, можно позвать на помощь логопеда. Подрезать уздечку рекомендуют в возрасте от 5 лет, а до этого периода можно попробовать растянуть ее с помощью специальных упражнений. Но современные родители, на вооружении которых есть такое мощное средство, как Интернет, прочитав данную статью, сами поймут, как выговаривать букву «р». Прежде всего, необходимо запастись терпением.
Методика для детей и взрослых. Как научиться выговаривать букву «р»
Необходимо усадить ребенка на стул, при этом спина должна быть прямая, ноги, руки и все тело свободные, без напряжений. В руки ребенку дать зеркало, чтобы он мог в нем видеть свое лицо. А взрослый при этом должен находиться напротив, и ребенок должен его видеть.
Как научиться выговаривать букву «р». Учимся выдыхая растягивать подъязычные связки
Упражнение «Учимся выдыхать»
Предложите ребенку глубоко вдохнуть, а затем с силой выдохнуть, выдув воздух так, чтобы губы вибрировали. Можно предложить ему задуть воображаемую горящую свечу. Упражнение повторить десять-двенадцать раз.
Упражнение « Парус»
Раскройте как можно шире рот, высуньте язык и крепко прижмите его к верхним зубам. При этом спину прогните вперед. Задержите на несколько секунд язык в таком положении. Упражнение повторите несколько раз.
Упражнение «Лошадка»
Сильно придавите конец языка к небу и попробуйте им пощелкать, сначала не спеша, затем - быстрее и, наконец, очень быстро. Повторите это упражнение 10 - 12 раз.
Как научиться выговаривать букву «р». Учимся осуществлять дрожание языка с помощью струи воздуха
Упражнение «Прогоните комарика»
Высуньте кончик языка и прижмите его обеими губами. Попытайтесь выдохнуть через рот сильную струю воздуха заставив при этом задрожать кончик языка. При этом можно пытаться проговаривать любую гласную букву. Упражнение необходимо повторить несколько раз.
Как научиться выговаривать букву «р». Развиваем мышцы кончика языка и его подвижность
Упражнение «Прикусываем кончик языка»
Растяните губы в улыбке и слегка прикусывайте язык. Упражнение повторите около десяти раз.
Упражнение «Качели»
Раскройте рот. Положите кончик языка на выпирающие бугорки верхних зубов, затем быстро опустите, прикоснувшись к нижним зубам. Упражнение повторяйте около 30 раз.
Выговариваем букву
Последнее упражнение способствует совершенствованию координации языка при смене его верхнего и нижнего положений. Овладев этими навыками, можно попытаться выговарить букву «р». Конец языка необходимо с напряжением прижать к небу, а его боковые части - к верхним боковым зубам, и попытаться выговорить букву «р». Если не получится, попробовать снова.
Как избавиться от каши во рту - актуальный вопрос для многих родителей.Дефекты речи также могут быть следствием неправильного прикуса у детей, аденоидодов, щелей между зубами, короткой уздечки языка и высокого нёба.
Но часто встречаются случаи, когда у ребенка нет никаких вышеперечисленных проблем, а он просто напросто подражает кому-то из взрослых, или же сами взрослые мотивируют его на неправильную речь - «»сюсюкают» и коверкают слова. Как бы не было это смешно и забавно с раннего возрасте детей нужно поправлять и учить правильно говорить.
Часто проблемы с дикцией бывают у двуязычных детей, когда дети перенимают произношение и фонетику другого языка.
Или же ребенок на слух не воспринимает различия между шипящими и свистящими буквами, твердыми и мягкими звуками.
Вытянете язык и положите его на передние зубы и подержите 15 секунд. Потом предложите повторить упражнение ребенку. Пускай ребенок повторит это упражнение 3-5 раз.
Второе упражнение помогающее поставить правильную букву «Р» такое: ребенок должен широко открыть рот и языком стучать по бугоркам за передними зубами и произносить букву «Д». Повторяйте такое упражнение в течение 20 секунд.
Также случается так, что ребенок выговаривает букву «Р» в определенных слогах, например «ре» и «рё», а в остальных не может. Повторяйте с ним эти слоги, а потом после упражнения просите говорить слова с другими гласными, и так постепенно ребенок сам поймёт разницу в произношении и с каждым разом будет говорить всё лучше и лучше.
Выяснив причины не правильного произношения слов и букв, и соблюдая рекомендации специалистов вы поставите со своим ребенком правильную речь.
Не все детки сразу правильно произносят некоторые буквы. Сложности возникают по разным причинам: короткая уздечка языка, редкие занятия с малышом, невнимание родителей к развитию речи. Иногда детки копируют неправильное произношение людей, являющихся авторитетом для них.
Многим дошкольникам плохо даётся буква «р»: малыши заменяют её на «л» или вместо «рыба» говорят «селёдка». Родители долго бьются над произношением «капризной» буквы из-за неправильного подхода к занятиям. Прислушайтесь к рекомендациям логопедов, узнайте, как сделать обучение интересным, всё-таки научить выговаривать деток букву «р».
Первый этап – посещение врача. Исправить ситуацию помогут занятия с логопедом. Если по определённым причинам у вас нет времени на постоянные визиты к врачу, проводите обучение дома.
Посетите хотя бы одно-два занятия, побеседуйте с врачом. Специалист познакомится с дошкольником, осмотрит полость рта, выявит проблему, подскажет методы решения.
Возьмите на заметку:
Обратите внимание! Иногда логопед выявляет аномалии прикуса, направляет к детскому ортодонту. Иногда без установки корригирующих пластин, других ортодонтических аппаратов не обойтись: некоторые дефекты зубного ряда мешают правильному произношению.
Запаситесь терпением: научить выговаривать «капризную» букву непросто, но при настойчивости, соблюдении рекомендаций занятия часто приносят успех. Если логопед обнаружил проблему с уздечкой, посетите детского хирурга, устраните дефект. После заживления ранки можно приступать к занятиям.
Пять важных правил:
Ещё несколько полезных советов:
Этапы:
Нюансы:
Совет! Найдите общий язык с дошкольником, и обучение будет успешным. Грубость, шлепки по попе недопустимы. При таком подходе малыш возненавидит гимнастику для развития речи, будет обижаться, ещё больше упрямиться. Внимание, терпение, готовность выслушать друг друга – важный элемент общения и обучения.
Упражнения:
Ещё пару полезных упражнений:
Дорогие родители! Не стесняйтесь, вместе с ребёнком превращайтесь в животных и птиц, рычите, цокайте языком, с чувством произносите скороговорки. Не бойтесь быть смешными: малыш будет увлечённо повторять за вами все фразы, движения, сложная буква «р» непременно уступит вашему напору.
Полезные упражнения:
Регулярные занятия с детками, плохо выговаривающими букву «р», требуют настойчивости, желания развиваться вместе с дошкольником. Не всегда успехи видны достаточно быстро, иногда малыши капризничают, отказываются заниматься. Маме проще, чем логопеду, подобрать «ключик» к дочке или сыну, чтобы мягко подтолкнуть к занятиям.
Отказываться от артикуляционной гимнастики, других логопедических упражнений не стоит: к школе ребёнок должен правильно произносить звуки. К сожалению, детки с речевыми дефектами часто становятся объектом насмешек со стороны одноклассников. Приложите максимум усилий, чтобы сын или дочка правильно выговаривали все буквы. При тяжёлых дефектах речи вовремя отдайте малыша в логопедический садик.
Видео — занятия с логопедом для правильной постановки буквы «р» у детей дошкольного возраста:
Довольно часто родители жалуются на то, что дети сталкиваются с проблемами при произношении сложных для них звуков. Как правило, наибольшую трудность для них представляют шипящие звуки; в частности вопросы родителей, связаны с тем, как научить ребенка правильно выговаривать буквы «с», «к» и другие. Отработке этого навыка нужно уделить должно внимание еще в детстве.
Звук С — проблемный в произношении
Несмотря на то, что большинство родителей обращается за логопедической помощью чаще всего тогда, когда ребенку уже исполняется 5 лет, большинство педиатров сходится во мнении – начинать работу над звукопроизношением нужно гораздо раньше.
Это не позволит неправильному произношению звука закрепиться. Для осуществления таких занятий вовсе не обязательно иметь специальные навыки – достаточно усвоить лишь несколько простых приемов.
Как научить ребёнка говорить шипящие, в том числе — букву с? Оказать простую логопедическую помощь ребенку вполне может любой родитель. Однако успех мероприятий во многом будет зависеть от того, насколько правильно они проведены.
В случае если у ребенка не имеется сложных речевых нарушений и может выговаривать большинство звуков, домашних коррекционных занятий с родителем будет вполне достаточно для приведения звукопроизношения в норму. В этом случае правильная постановка звука будет достигаться за счет автоматизации произношения.
Упражнения на развитие навыков звукопроизношения полезны не только детям, имеющим те или иные проблемы с речью, но и вполне здоровым, благодаря тому, что отлично развивают артикуляционный аппарат, делая его более подвижным и гибким.
В том случае если ребенок имеет более серьезные нарушения звукопроизношения, а в речи он допускает большое количество грамматических ошибок, решать проблему собственными силами все же достаточно рискованно. И, чем раньше родители обратятся за помощью в решении проблемы к логопеду, тем больше пользы это принесет ребенку. И тем легче будет научить его звукопроизношению и правильно говорить.
Рассмотрим более детально, как научить ребёнка легко и свободно выговаривать букву с.
Как правило, трудности в произношении звука «с» связаны с недостаточной подвижностью органов артикуляционного аппарата. Делать это необходимо при помощи специально организованной гимнастики. Как лучше всего проводить занятия?
Полезный совет: Перед тем, как приступить к артикуляционной гимнастике, нужно сделать несколько упражнений для того, чтобы «разогреть» органы речи: простая улыбка, вытягивание губ трубочкой или колечком, подъемы языка хорошо подготовят их к упражнениям, и улучшат результаты вашего ученика.
После этого можно начинать саму артикуляционную гимнастику (в данном случае мы рассмотрим комплекс Фомичевой М. В.). Научить ребенка правильному звукопроизношению должны такие упражнения.
Упражнение учит ребёнка направлять струю воздуха и выговаривать шипящие звуки. На столе устанавливаются импровизированные «ворота» из кубиков. Задача ребенка – загнать в них ватный шарик («мяч»), вытягивая губы вперед и направляя на него поток воздуха. Важно чтобы при этом ребенок не надувал щеки, а действие производилось в один прием.
Упражнение позволяет расслаблять язык, а также формировать направленный воздушный поток. Ребенок кладет язык на нижнюю губу и, держа рот слегка приоткрытым и произносит «пя-пя-пя». Важно, чтобы губа, на которой лежит язык не подворачивалась, а струя воздуха шла максимально плавно, без перерывов.
Широкий край языка укладывается на нижнюю губу и удерживается в таком положении до 5-10 секунд. Органы артикуляционного аппарата при этом должны быть максимально расслаблены, а улыбка лишена напряжения.
Совет родителям: Наберитесь терпения и постарайтесь отнестись к этим занятиям как к увлекательной игре.
Помните, что ваш малыш совершенствуется, для него это что-то новое, что он делает впервые в своей жизни. Постарайтесь понять, что для него это связано с серьёзными усилиями, и чем интересней для него будет это занятие, тем больше ваши шансы на скорый результат.
Упражнения артикуляционной гимнастики, учащие выговаривать звуки, достаточно сложны и непривычны для ребенка. Именно поэтому не стоит ожидать, что он выполнит их с первого раза и совершенно без ошибок. Для того, чтобы научить ребёнка правильно говорить, нужно продумать план занятия-игры. И в случае неудачи не стоит ругать его – лучше поддержать его и предложить повторить попытку. Со временем ребенок выучит и букву, и соответствующий ей звук.
Речь ребенка формируется на протяжении дошкольного возраста. Следить за ней нужно с раннего возраста, чтобы к первому классу у ребенка полностью закрепилось правильное произношение букв. Но случается, что у детей школьного возраста наблюдается нечистая речь.
Неправильное произношение букв может объясняться неправильным воспитанием. Если родители, общаясь со своим ребенком, меняют голос, сюсюкаются или лепечут, то малыш привыкает к такому общению и у него закрепляется неверное произношение букв.
Поэтому нужно разговаривать с ребенком правильным и четким языком. Сразу пресекайте малейшие недостатки в речи своего малыша, потому как с возрастом исправить их будет в несколько раз труднее.
Неправильное отношение к разговорной речи. Бытует мнение, что обучение разговорной речи происходит без вмешательства со стороны взрослых. Но если родители не будут участвовать в процессе становления речи ребенка, то со временем станет проявляться отставание малыша в речевом развитии.
Существует множество разнообразных приемов по правильной постановке речи малыша. Но многие родители не знают, как научить ребенка выговаривать буквы дома, и поэтому сразу обращаются за помощью к логопедам. Хотя зачастую эту проблему можно решить в домашних условиях. Необходимо только правильно подойти к организации занятий. Родители должны помнить, что нельзя перегружать малыша, длительность каждого занятия не должна превышать 15 минут. Если ребенок проявляет нежелание заниматься, отложите занятия не некоторое время. Заставив силой малыша произносить буквы, можно навсегда отбить у него желание правильно разговаривать, да и вообще учиться.
Перед каждым занятием необходимо усадить ребенка, следя за тем, чтобы он сидел прямо. Убираются все отвлекающие предметы, выключается телевизор. Отличным вариантом станут занятия перед зеркалом, чтобы ребенок видел не только артикуляцию сидящего перед ним взрослого, но и свою собственную.
Первоначально рекомендуется подготовить карточки, на которых будут изображены животные и предметы, в начале, середине или конце которых присутствуют проблемные буквы. Нужно понаблюдать, всегда ли произношение сложной буквы получается проблемным, или в некоторых позициях.
В качестве закрепления буквы нужно выбрать картинки или слова, где присутствует буква «С»: сани, сито, пояс, солнышко, свет. Можно использовать предложения: Саша сеет семена или стихи:
«В лесу темно,
Все спят давно.
Одна сова не спит,
На суку она сидит».
2. Буква «З» является собратом «С», только звонким. Поэтому чтобы научить ребенка выговаривать букву «З», нужно произнести «с», только повысив голос. Покажите малышу, поднеся руку к его горлышку, как напрягаются мышцы, произнося звонкие звуки. Закрепляем букву словами: заяц, зверь, зуб, звезда, а также предложениями: Зайчик зимой как маленький зверек.
3. Букву «Ц» можно освоить, прибегнув к упражнению «Тишина», только произносить нужно не «т-ссс», а «тс-тс-тс». Закрепляем словами: цапля, цыпленок, цепь, пицца, и предложениями: Какой цвет у птицы?
4. Выговаривать букву «Ш» можно при помощи небольшого фокуса: попросите ребенка произнести букву «с», а сами ложечкой приподнимите язычок малыша к небу. Получится звук «ш». Закрепляется буква словами: шило, шепот, уши, шум; предложениями: Наша Маша шуршит; а также стихами:
«Милый мишка,
Славный мишка,
Весь из плюша
Сшит наш мишка».
5. Такой же фокус можно проделать, с буквами «з» и «ж». Закрепить букву «Ж» нужно словами: жук, еж, жаба. А также предложениями: Жанна ожидает книжки.
6. Чтобы освоить букву «Ч» , попросите малыша проговорить «ть-ть-ть», при этом нажав на щеки малыша пальцами. Тогда вы услышите заветное «ч». А чтобы букву закрепить, попросите малыша проговорить слова: чай, черепаха, дочка, мяч; предложения: Чистят ванночку чижи.
7. Самой распространенной для родителей является проблема букв «Р» и «Л». Приемы и упражнения для решения этой проблемы направлены на обучение ребенка рычать, не проглатывая сложные буквы и не заменяя сложную «р» на более легкую «л»:
«Лошадка» — изображайте вместе с ребенком цоканье и стук копыт лошадки.
«Зубки чистим язычком» — попросите малыша широко улыбнуться. Затем нужно провести языком по внутренней поверхности верхних зубов. Следите, чтобы нижняя челюсть ребенка оставалась без движения.
«Дразнилка» — ребенку предлагается подразниться. Для этого расслабленный язык высовывается и болтается вверх-вниз. Сопровождается дразнилка рычанием.
Отдельное внимание в обучении буквам «Р» или «Л» уделяется скороговоркам:
Кроме непосредственных занятий с речевыми мышцами ребенка и упражнений на обучение сложной букве, необходимо уделять внимание развитию мелкой моторики. Вместе с ребенком перебирайте крупы, нанизывайте бусинки на ниточку, лепите из пластилина или теста. И главное: работая, не молчите. Рассказывайте ребенку сказки, потешки или скороговорки.
Другим секретом является приучение ребенка часто повторять букву «Д». Произнося эту волшебную букву, тренируются мышцы языка, он правильно располагается во рту и при постоянных тренировках ребенок научится произносить сложную букву «р».
Если ребенок не может освоить произношение звуков в течение длительного времени, необходимо обратиться за помощью к логопеду. Поскольку существуют случаи, когда неспособность выговаривать те или иные буквы объясняется физиологическими особенностями ребенка. Так, неправильный прикус может стать причиной картавости или шепелявости. В таких ситуациях врач может назначить специальные упражнения или хирургическую операцию, в зависимости от причин речевых трудностей. Также логопед как профессионал может найти другие причины плохого произношения и работать с ними на более серьезном, нежели родители, уровне.