Детские игры после года. Игры, которые помогут годовалому малышу познакомиться с миром

20.05.2022

И.А. Галкина (к.пс.н.)

После года малыш активно впитывает информацию, познаёт окружающий мир. Важно поддержать стремления ребёнка, направить его энергию в нужное русло, наполнить жизнь маленького человечка яркими эмоциями и помочь малышу перейти на новую ступень развития. Развивающие игры для детей – доступный способ обогатить внутренний мир, расширить кругозор, улучшить речевое и физическое развитие. Большинство игр проводится с доступным, недорогим инвентарём.

Развитие мелкой моторики и сенсорики

Матрешки (пробуем складывать).

Пирамидки - надеваем колечки, пробуем одеть по порядку, ищем самое большое, потом снова самое большое и т.д.

Шнуровки (продолжаем снимать, пытаемся надеть с маминой помощью). Очень интересные шнуровки-сказки. Вы можете даже сделать шнуровку самостоятельно, просто распечатать любой вариант фигурок и сделать отверстия дыроколом, тем более так можно собрать много категорий и сортировать их по темам или создавать свою сказку-шнуровку (такие сказки-шнуровки бывают в деревянном варианте).

Сортеры (вынимаем и ставим обратно с маминой помощью).

Мозайка крупная.

Кубики - стучим кубиками, ставим их друг на друга.

Вкладыши - ищем домики для вкладышей (фигурок или животных, для начала можно использовать вкладыши с рисунком внутри).

Игры с прищепками.

Игры с тактильным мешочком и его составляющими (изучаем разные по тактильным ощущениям предметы, прячем в мешочек и пытаемся найти по ощущениям).

Забрасываем разные мелкие предметы в баночки с отверстиями.

Вкладываем эти же мелкие предметы по домикам (домиками могут быть или ячейки в коробке из-под яиц, формочки для кексов, формы для льда).

Перекладываем или пересыпаем с помощью рук, ложек предметы или сыпучие материалы (крупы, макароны, каштаны, орехи).

Открываем-закрываем молнии, липучки, защелки - очень хорошо для этого сделать своими руками развивающий коврик или доску-бизиборд

Развязываем шнурки.

Рвём бумагу, бумажные полотенца, салфетки.

Сжимаем фольгу и делаем из нее мячики, шарики, колобки.

Пальчиковые игры, учим показывать пальчиком.

Кормим голубей - отщипываем крошки от большого кусочка хлеба, насыпаем семечки.

Развертываем «сюрпризы» (предметы завернутые в фольгу или несколько слоев бумаги).

Учимся собирать губкой воду со стола и выжимать губку.

Игры с конструктором типа «Лего» (соединение и разъединение деталей).

Переливаем воду (стаканчиками, из детского чайника в чашку).

Вылавливаем шарики в воде маленьким ситечком.

Клеим наклейки.

Учимся открывать и закрывать коробочки, баночки с крышечками, мешочки.

Развитие крупной моторики и координации

Массаж.

Динамическая гимнастик.а

Плавание.

Бег.

Игры с мячом.

Игры со спортивными дорожками и спортивным инвентарем.

Игры-упражнения на фитболе.

Ходьба с каталками, детскими тележками, колясками.

Ходьба с препятствиями.

Прятки.

Догонялки.

Игры на детской площадке (горки, стеночки и т.п.) и дома: на спорткомплексе, на диван - с дивана, забираться на стул и т.п.

Развитие речи и артикуляции

Чтение книг.

Игры с частями тела со стихами (пальчиковые игры, пестушки).

Игры с куклами-перчатками.

Первые артикуляционные упражнения (улыбка-дудочка, учимся дуть на одуванчики, мыльные пузыри, свечки и слизывать язычком варенье, йогурт с тарелки).

Продолжаем учиться звукоподражанию, учить, как говорят животные (ква-ква, бум-бум и т.п.) - если малыш еще плохо говорит. Если развитие речи в норме – продолжаем осваивать те звукоподражания, которые еще не освоили – тренируем речевой аппарат (учимся произносить сложные звуки в простых звукосочетаниях).

Учимся дуть (выдуваем мыльные пузыри, задуваем свечки, сдуваем ватные шарики и т.п.) – навык индивидуальный – у многих он развивается уже после двух лет.

«Мама-радио» - стараемся много говорить с ребенком, сопровождать обсуждением большинство действий и дел (давай надевать шапочку, штанишки, сейчас будем кушать, смотри, какой цветочек и т.п.). Стараемся говорить с ребенком медленно и четко (чем медленнее и четче в обычной жизни говорит мама, тем легче, быстрей и правильней начинает говорить ребенок).

Побуждаем ребенка к речи и звукоподражаниям (скажи «дай!»; скажи, что это; скажи, как мяукает кошечка, и т.п.).

Обыгрывать различные ситуации с игрушками, в процессе которых ребенок будет говорить простые слова и звукоподражания (давай покачаем куклу, спой ей «а-а-а», побибикай машинкой – «би-би», попроси у мишки чашку, скажи, «дай, мишка!» и т.п.).

Музыкальное развитие (слух, чувство ритма)

Слушаем классику,

Слушаем и поем детские песни.

Играем на инструментах (погремушки, маракасы, барабаны и т.д.).

Музыкальные игры, танцы.

Логоритмика - танцы под музыку (например, Железновых).

Знакомимся с понятиями «быстрая - медленная музыка».

Творчество

Рисуем пальчиковыми красками (пальчиками, руками, ногами, телом), мелками, карандашами, ручками, фломастерами.

Лепим из теста, пластилина, глины.

Рисуем на песке, манке.

Отщипываем кусочки от теста, пластилина.

Делаем аппликации.

Развитие внимания

Игра «Найди пару» - с носочками, варежками, карточками (лото).

Игра «Что в этой комнате?» - по заданию мамы искать «что в этой комнате красное, твердое, мягкое и т.п.».

Игра «Где в этой комнате»? (найди, где в этой комнате медвежонок, машинка и т.п.).

«Найди по звуку» - мама прячет в комнате играющую музыкальную игрушку – малыш должен найти ее по звуку.

Социальные навыки

Здороваемся и прощаемся (ручкой или голосом).

Жалеем (совершать действия по просьбе мамы – гладить, по настоящему сопереживать чужое горе ребенок научится позже).

Делимся и меняемся (не настаивать и не заставлять, просто учить, показывать собственным примером). Не давить на ребенка, если он не хочет отдавать игрушку – уважать его право играть своими игрушками.

Помогаем маме (для мамы это будет шуточная помощь, для ребенка - настоящая) – вешать белье, приносить предметы и т.п.

Показываем ребенку кукольный спектакль с использованием мягких игрушек, в котором небольшие короткие сценки учат доброте, сопереживанию, дружить, делиться, не драться и т.п.

Ролевые игры

Положи куклу, мишку спать (качаем, поем а-а).

Покорми, умой куклу.

Шофер - отвези игрушку на машинке-грузовичке.

Играем в кухню (ближе к двум годам – игра с детской посудой, небьющимися кухонными предметами).

Стираем и развешиваем белье.

Изображаем животных (ходим как мишка, прыгаем как лягушка и т.п.).

Развивающие упражнения в быту

Учимся есть ложкой (у всех индивидуально, упор делаем на слово «учиться» - т.е. важен процесс, а не результат, не нужно форсировать события. Очень хорошо помогает освоить еду с помощью ложки игра «пересыпь крупу ложкой из мисочки в чашечку»).

Пьем из трубочки, из чашки.

Учимся соблюдать чистоту во время еды (учиться и самим концентрироваться на процессе, а не на результате; показывать, что пролитое нужно вытереть, рассыпанное собирать, что лучше не проливать на одежду и т.п.; не надо ругать за неопрятность, но учить опрятности и аккуратности.); учимся вытирать и убирать со стола.

Учимся собирать губкой воду и отжимать губку.

Переносим легкие, но крупногабаритные предметы («помоги поставить тазик на место»).

Поливаем цветы (лучше всего из леечки летом на улице – не страшно облиться и залить все кругом).

Помогаем маме развесить белье (подать одежду, повесить одежду и прикрепить прищепкой).

Помогаем маме готовить кашу – насыпать крупу в кастрюлю, с помощью мамы открывать кран (клапан) и мыть крупу, наливать воду в кашу.

Снимаем шапку, варежки и т.д.

Помогаем маме разбирать сумки после магазина (учить названия продуктов, запоминать места, где они лежат, класть их вместе с мамой на место).

Игра для подрастающего человечка - это способ познания мира и, прежде всего, своих собственных способностей. Именно в игре ребенок определяет границы своих умений и может эти границы расширять. Играя с ребенком одного-двух лет, важно учитывать возрастную особенность – малышу сложно задерживать внимание на чем-то одном более 15 минут. Стоит помнить также о том, что, несмотря на то, что такой малыш уже может самостоятельно находить себе занятие и играть сам с собой, быстрее он будет развиваться именно в игре со взрослым, который может показать то, что малыш еще не умеет делать, и то, как этому можно научиться. Очень полезно общаться с ребенком во время игры. Озвучивая его и свои действия, вы тем самым создаете у него связь между действием и его словесным обозначением. Это, во-первых, способствует тому, что малыш будет лучше понимать вас, а во-вторых, увеличивает его словарный запас. Помните о безопасности: если в игрушке присутствуют мелкие детали, играть с ними можно и нужно, но только под присмотром взрослых. Подберите несколько игр, понаблюдайте, какие занятия вызывают больший интерес. Полезные, увлекательные игры для деток от годика до двух не только помогут всестороннему развитию, но и подарят малышу радость общения с родителями и окружающим миром.

Многие родители теряются, когда дело доходит до игры с детками грудничкового периода. Покормить, помыть, погулять с малышом, это умеют многие молодые родители, но вот какие проводятся с крохой в свободное от этих хлопот время, большинство не знают.

Естественно основное развитие ребеночка до года проходит в форме игры, которая направлена на формирование основных навыков речи, координацию движения и ознакомление с окружающим миром.

В этой статье будут подробно описаны основные упражнения и развивающие игры для детей в 1 год , способствующие этим целям. Вначале обсудим особенности грудничков по месячному периоду и подходящие игры в это время.

Игры, развивающие речь в 1 год

Полугодовалый ребенок связно лепечет, выговаривает слоги, а уже к 7 месяцам можно услышать имитацию голоса взрослого, то есть отдельные слоги, которые сформировались случайно или были скопированы с речи взрослого. Еще через месяц-два начинайте играть с малышом в подражание новых слогов, произнесите слог несколько раз и подождите, пока малыш ответит вам. Данная игра тренирует артикуляционный аппарат, и естественно обогащает лепет крохи.

С полугода до 10 мес. у ребенка активно формируется понимание слов взрослого. Ребенок способен радоваться голосу, и вслушивается в речь, начиная понимать их. Такое продвижение малыша, побуждает его поворачивать головку и разыскивать взглядом определенные объекты, либо в конкретном месте, либо по всему пространству комнаты.

В соответствии со способностями, подбираются и развивающие игры для ребенка в 1 год , в которых необходимо представлять и называть основные процессы, подойдут, такие как «ладушки», «какой большой!», «до свидания», и др., их можно повторять помногу раз пока малышу интересно.

Думаю, объяснять суть этих игр не стоит, название говорит само за себя.

Уже с восьмимесячного возраста развивающие игры для ребенка в 1 год приобретают новую направленность - обучаем детей, отыскивать взглядом пару известных объектов, после просим достать искомый предмет.

В ходе общения и игр необходимо как можно чаще обращаться к малышу по имени: на девятом месяце жизни кроха способен запомнить собственное имя, отыскивать взглядом взрослого, поворачивая голову, приближаться к человеку, который зовет его по имени. Поэтому стоит поиграть в стишки с именем малыша или различные прибаутки - такие несложные игры родители могут придумать самостоятельно.

Развивающие игры для ребенка в 1 год: учим предметы

Теперь рассмотрим специализированные развивающие игры , направленные на изучение окружающих предметов. Игры опять же самые элементарные: положите объемистый, красочный и звучащий предмет на обычное место и называйте его несколько раз, пока малыш не повернет голову в сторону нахождения предмета. К примеру, поставив любимую игрушечную собачку малыша на полочку, которую кроха может без труда увидеть, и скажите: «А где же Денискина собачка, гав-ав?». Затем, взяв карапуза на руки, поднесите к игрушечке и дайте позабавиться с ней. Старайтесь проводить такие занятия, когда кроха спокоен и весел, и его ничего не беспокоит. Освоив эту игру, постарайтесь поменять привычное месторасположение собачки и повторите свой вопрос, пусть кроха отыщет взглядом в комнате свою игрушку. Таким образом, формируется связь слова «собака» с самой игрушкой, а не с полочкой, на которой она стояла. Проделайте эту игру с другими предметами.

Обучение можно проводить не специально, а использовать интересы ребенка. К примеру, ребенок сосредоточился на включенной лампе, обязательно спросите: «Где огонек, смотри?», и не забудьте назвать малыша по имени: «Дениска, где огонек? Вот наш огонек!». Все развивающие игры для детей в 1 год необходимо повторять несколько раз, с одного раза малыш до года не сможет установить связь между событием и объяснением, поэтому запаситесь терпением и настойчивостью. Со временем такие игры, на опознавание предметов, нужно усложнять, добавлением новых объектов, к примеру, к собачке добавится куколка. Родителю нужно сказать, «Дениска смотри, вот собачка, а где же кукла?». Такие игры формируют визуальную память, знакомят с окружающим миром и помогает сосредотачивать внимание на конкретной вещи.

Развивающие игры для ребенка в 1 год: развиваем координацию движения

Самая простая игра, направленная на развитие моторики у ребенка - это прятки на месте. К примеру, мама набрасывает небольшую косынку на свою голову, или просто закрывает руками лицо и спрашивает: «Где мама?», после, открыв лицо, произносит: «Вот мама!». Пусть ребенок сам повторит эти движения, закрывая и открывая свое или мамино личико.

В полугодовалом возрасте обучайте кроху названию основных движений, устанавливая, таким образом, связь самого движения и его исполнения. К примеру, помахать ручкой, со словами «до свидания», а затем помахать рукой малыша в ответ, повторяя слова. Все развивающие игры для детей в 1 год повторяются многократно, малыш привыкает к постоянному общению и активно продвигается в обучении, во многом подражая взрослым.

Не думайте, что игры с грудничком могут быть только словесные. С полугодовалого возраста, начинайте активно исследовать предметы вокруг. Дать ребенку в ручки определенную игрушку, пусть рассмотрит ее, затем покажите, как постучать ей по другим вещам и какой звук при этом выходит, помашите предметами, или пусть малыш бросит ее на диван, такие простые игры прекрасно формируют координацию движений крохи. Покажите, что мячик нужно катать, а резиновые игрушки могут сжиматься и разжиматься.

Приближаясь к первому году жизни, насыщенно формируется способность детей к вырабатыванию понимаемой речи, при эффективном воспитании стремительно умножается численность понимаемых слов. Стоит обучать детей запоминанию не лишь собственное имя, но и имена взрослых и детей, которые находятся рядом с ними. Вот еще интересные развивающие игры для детей в 1 год.

В игре все средства хороши

Развивающая игра для ребенка в 1 год: «Поиски в песочнице»

Для этой игры понадобиться лишь содержимое вашего кухонного шкафа и маленькая игрушка. Доставайте баночку манной крупы - это наш песочек - и пересыпайте около килограмма в просторную кастрюлю или в широкую мисочку и выставляйте эту имитированную песочницу на растерзание карапузу. Удивление и энтузиазм малыша будет безмерен, ведь ему так нравится узнавать все новое! После того, как он насладиться сеянием через пальчики крупы, и попробует на вкус неизвестные крупинки, займите его увлекательными поисками. Запрячьте в крупе любую незначительную игрушку, и не мешайте в стараниях карапуза отыскать спрятанное сокровище. Когда клад будет найден, предложите малышу деревянное сито и обучите его использовать. Вот и готова увлекательнейшая развивающая игра, на часик, а мамочка в этот период успеет приготовить обед.

Развивающая игра для ребенка в 1 год: «Юный исследователь»

Для этой игры подойдет ваша старая сумка, избавьте ее от всех мелких вещиц и пустые отделы заполните всевозможные интересные на ощупь и внешний вид предметики. Подойдет все, что есть под рукой: маленькая игрушку, огурец, карандаш, безопасные столовые принадлежности, шуршащий пакет, кошелек с отделами, брелок с ключами и звенящий телефон. Все предметы, которые используют во взрослом мире, необычайно притягательны для ребеночка, и он с восхищением станет копаться в сумке-сокровищнице.

Развивающая игра для ребенка в 1 год: «Веселые рожицы»

Предлагаем смастерить развивающую поделку собственноручно, для этого потребуется всего лишь пластиковый стаканчик, обычная соломинка для коктейлей (или трубочка спагетти), вырезанный картонный круг, скотч и карандаш. Затем проделайте следующий процесс: рисуем на картонном круге (шириной пять сантиметров) озорную рожицу. Крепим скотчем мордочку к соломинке. А на дне стакана пластикового вырезаем отверстие и продеваем туда трубочку, чтобы рожица очутилась внутри стаканчика. Двигая трубочку вверх и вниз, вы получите выскакивающего из посудины улыбчивого человечка. Будьте уверены, это сильно повеселит вашего малыша.

Вобщем-то думаю, принцип понятен, в развивающих играх с детьми до года подойдет разнообразная посуда: деревянная, пластмассовая, маленькие игрушки для рассматривания, вынимания, вкладывания, и т.п. Предложите раздобыть соблазнительную игрушку, притянув за тесемку к себе. Приобретайте игрушки для малыша, которые катятся при касании, к примеру, шары, цилиндры и т.п., это побуждает кроху ползти за ними, снова и снова отталкивать и догонять. Предлагайте малышу, находящемуся в кроватке или манежике, тряпочку, шарик, мяч, легкие кегли для выбрасывания.

Развитие ребенка не требует много денег, а лишь вашего внимания и усилий.

Ваш малыш уже сделал первые шажки, и оказывается, за порогом изученного вдоль и поперек родного дома скрывается целый непознанный мир. В период до двух лет ребенок начинает его познавать, хоть и под пристальным взором родителя, но уже более самостоятельно.

Какие навыки развиваются у ребенка от года до двух?

Физическое развитие

В период между годом и двумя физические возможности ребенка претерпевают колоссальные изменения. Оттачивается навык прямохождения. Постепенно, становясь более уверенным в своих движениях, малыш учится преодолевать преграды: перешагивать через ямки, ходить по траве и камешкам, не падая – ножки у него заплетаются все меньше и меньше. Вскоре, наряду с умением ходить, появляются умения бегать, прыгать, залезать на различные поверхности. Юный альпинист с легкостью забирается на спинку дивана, на горку, шведскую стенку, а потом уверенно сползает обратно.

Развитие речи

Речевое развитие становится уже более осознанным: ребенок переходит к словам и словосочетаниям, а затем и формированию своих первых предложений.

Накопив достаточный словарный запас за первые год-полтора, ближе к двум годам ребенок уже может объяснить, что он хочет, называя действие, обозначая его субъект и объект. Часто в этот период малыш сопровождает свои фразы жестикуляцией.

Развитие сенсорного восприятия, игровой и предметной деятельности

В этот период, наряду с продолжением , через непосредственное взаимодействие с ними, активизируется навык манипуляции предметами.

Ближе к двум годам дети уже способны наделять предметы ролями и разыгрывать сценки из жизни, подражая близким людям или героям любимых мультфильмов и сказок.

7 игр с детьми в возрасте от 1 до 2 лет

Игра для физического и умственного развития малыша

«Мяч – многоборец»

Одной из любимых игрушек ребенка в возрасте от одного до двух лет остается мяч, но спектр игр с участием этой незатейливой игрушки расширяется. Один ребенок будет часами гонять мяч по площадке, изучая взаимосвязь силы удара и скорости движения мяча, а другой станет наблюдать за силой притяжения в действии, бесконечно кидая мяч с горки вниз.

Ближе к двум годам можно начинать играть в «съедобное – несъедобное» в упрощенной вариации. Вы просто называете слово, перекатываете или кидаете мяч малышу и просите его повторить слово, когда он будет возвращать мяч обратно.

Эта ролевая игра развивает речь, фантазию, первые навыки общения у малышей.

«Крошка Енот»

Многие малыши в этом возрасте готовы играть в ролевые игры, манипулируя игрушками, а кто-то уже принимает на себя любимые роли крошки Енота, медсестры, пожарника.

Возьмите игрушки, обозначьте роли. Вы можете разыгрывать сюжет любимой сказки ребенка или ситуацию: поход в зоопарк или в гости на чай, поездку на общественном транспорте. Управляйте каждый своей игровой фигуркой. Задавайте вопросы от лица фигурки, отвечайте на вопросы ребенка, побуждайте его к действиям.

Игра на развитие крупной моторики и речи

Хороводная игра развивает крупную моторику, координацию, чувство ритма, укрепляет эмоциональную связь малыша и родителя.

«Ехал пан»

Встаньте в круг, возьмитесь за руки. Если в игре участвуют несколько взрослых и детей, встаньте так, чтобы ребенок стоял между двумя взрослыми. Если компании нет, то можно играть и вдвоем.

Игра начинается с ходьбы по кругу и распевания слов:

«Ехал пан, ехал пан,
ехал шагом-шагом-шагом»

После нескольких кругов «шагом» движение хоровода убыстряется. Шаг переходит в легкий бег. Слова тоже меняются:

«Ехал пан, ехал пан,
ехал рысью-рысью-рысью»

Хоровод движется еще быстрее. Взрослые поднимают малышей за руки так, чтобы те оторвали ноги от пола:

«Ехал пан, ехал пан,
ехал махом-махом-махом»

Наконец, участники хоровода мягко заваливаются на пол, приговаривая:

«В ямку – бух!
Раздавили сорок мух!»

Повторите игру, кружась в хороводе в обратную сторону.

Свершилось: крохе исполнился годик! В этом возрасте детки становятся невероятно любознательные и активные. Выбор игр и занятий становится все более обширным. Как лучше развивать и обучать ребенка в этот период? На что сделать упор? Какие занятия с ребенком и игрушки выбрать?

Многие мамочки, воодушевленные советами педагогов по раннему развитию, бросаются скупать игрушки и пособия для обучения, как только ребенку исполнился годик. Но в большинстве случаев кроха совершенно игнорирует паззлы, «шнуровки» и прочие «развивалки». А на навязывание таких игрушек ребенок реагирует негативно. Он плачет, бросает их на пол, пытается убежать. Это не повод отчаиваться и ставить крест на развитии малыша!

Не нужно заставлять его играть в то, что ему пока не интересно.Такие полезные игрушки обязательно заинтересуют его рано или поздно. В самом начале лучше сделать упор на развитие и закрепление уже имеющихся навыков ребенка, а именно, ходьба, первые слова, мелкая моторика, сенсорика. Игры для детей 1 года весьма разнообразны и помогут родителям не только закрепить, но и многократно улучшить навыки малыша, присоединив новые умения и знания.

Не нужно ждать мгновенного результата. Ребенку надо немного времени, чтобы освоить какую-то новую игру или научиться играть с новой игрушкой. Родителям необходимо набраться терпения и каждый день заниматься с малышом.

Делать это нужно как можно более позитивно, не уставая, показывать, как правильно строить башню из кубиков или собирать пирамидку. Результаты обязательно появятся, возможно, гораздо быстрее, чем считают мама с папой. Нельзя давить на ребенка! Не интересно – ничего страшного.

Развитие речи

Развитие речи – важнейшее направление занятий с малышом. Как развивать речь у годовалого ребенка? Конечно, разговаривать с ним. Постоянно. Не ленитесь рассказать ребенку, как прошел день, или описать то, что вы делаете (готовите еду, убираете квартиру). Описывайте ему окружающий мир, когда гуляете на улице. Называйте предметы, их цвет, размер (достаточно терминов «большой» и «маленький»).

Отлично подходят для развития речи сказки, детские песенки, потешки и стихи. Сейчас продается множество красивых детских книг со стихами. Ритмичные фразы легче воспринимаются на слух и запоминаются ребенком. Очень хорошо купить много разных книжек с яркими картинками, в том числе и специальные экземпляры для купания, чтобы весело и познавательно проводить время в ванной.

Когда малышу исполнится полтора года, можно обратить внимание на методику с работы карточками с яркими картинками и словами. Такие занятия есть у Монтессори, Домана, Лупан, известных и авторитетных педагогов по раннему развитию.

Смысл занятия заключается в том, чтобы показывать крохе карточку и говорить о ее содержании, называя предмет или животное, описывая цвет и т.д. Такие занятия с ребенком можно проводить несколько раз в день, используя не более трех-четырех карточек. Нужно следить, чтобы малыш не устал.


Карточки можно приобрести в готовых наборах или сделать своими руками

Развитие мелкой моторики и сенсорики

Развитие моторики и сенсорики имеет колоссальное значение! Такие занятия как нельзя лучше развивают мозговую деятельность, правильное восприятие окружающей среды, психоэмоциональное становление личности.

В этой области можно придумать великое множество занимательных игр. Детки очень любят играть с крупами. Для годовалых малышей, которые еще тянут все в рот, лучше выбирать манку. Она относительно безопасна, ей невозможно подавиться, закупорить ухо или нос.

«Найди игрушку»:

  • Понадобится большое ведро, тазик или пластиковый контейнер (не менее 10 л).
  • Несколько пачек самой дешевой манной крупы.
  • Несколько небольших игрушек типа шариков для пинг-понга.

Необходимо высыпать крупу в большую емкость и зарыть в ней игрушки. Далее ребенку предлагается найти в манке то, что там зарыто. Игра очень веселая. Детки будут с удовольствием рыться в крупе, пересыпать ее в ручках, искать игрушки.

Очень хорошо для моторики практиковать пальчиковые игры – обычные «Ладушки» или «Сорока-Воровка». Это не только весело, но и отлично развивает координацию и ритм.

Дети обожают игры с водой. Можно играть в ванне, переливая водичку из мисочек разного размера, ловить небольшие резиновые или пластмассовые игрушки в большом тазу или ведре.


Отличным приобретением будут различные резиновые игрушки для ванны, специальные детские насадки на кран или душ, которые делают купание интересным и веселым

Развитие творческих способностей

Чем занять ребенка в год, чтобы развить творческое видение мира? Отлично подойдет пальчиковое рисование и лепка из пластилина. Лепку лучше отложить на то время, когда малыш перестанет тянуть в рот все подряд. А вот рисование пальчиковыми красками можно практиковать сразу после 1 года или даже раньше.

Отлично развивает моторику и мышление игры с кубиками, пирамидкой и игрушками-сортировщиками. Это развивающие игрушки, которые можно смело приобретать к году и раньше. Если активно играть с ребенком в эти игры, учить, как строить башенку и собирать пирамидку, то через месяц он будет с легкостью делать это сам.

Отлично развивают моторику и координацию попытки самостоятельно кушать. Не нужно бояться давать ребенку ложку. Да, сначала большая часть каши будет на одежде и на полу, но пройдет несколько недель, и можно будет с радостью наблюдать за крохой, который ест самостоятельно.


Лучше всего выбирать специальные краски, яркие и безопасные, и ватман самого большого размера. Сегодня такие товары можно приобрести в любом канцелярском магазине или детском супермаркете

Физическое развитие

С детьми нужно играть не только в игры, которые развивают мозг, физкультуре нужно уделять не меньше времени. Как позаботиться о физическом развитии крохи?

Первое и главное правило – больше гулять! При этом нужно позволять ребенку топать ножками по улице. Часто бывает такое, что в год малыши еще не умеют ходить сами. Не беда! В год и месяц большинство таких деток уже делают первые самостоятельные шаги. Необходимо всячески поощрять кроху, хвалить и восхищаться его стараниями.

Дома тоже нужно организовать такие занятия, как гимнастика и зарядка. При этом важно не только учить ребенка упражнениям, но и показывать на собственном примере, занимаясь с ним каждый день. Родителям такая практика пойдет только на пользу.


Специалисты считают, что в детском возрасте физическое и умственное развитие неотделимы одно от другого

Можно включить следующие упражнения:

  • Катание мяча от мамы к ребенку и обратно.
  • Бег («догонялки» с родителями).
  • Подбрасывание мячика.
  • Ходьба по наклонной плоскости.
  • Лазание по стремянке, ступеням или лесенке с поддержкой мамы или папы.
  • Залезание на кресло, стул, диван. Слезание оттуда.
  • Перекатывание на большом надувном мяче с помощью взрослых.
  • Ходьба на месте.
  • Подъем рук вверх и в стороны.
  • С полутора лет можно начинать прыжки на месте.
  • Ближе к двум годам хорошо практиковать такие упражнения, как «мельница» руками и поднимание ног, согнутых в колене, под прямым углом к туловищу (марширование).

Разумеется, не стоит отчаиваться, если малыш не сразу станет повторять движения. Или какие-то из них ему не понравятся. Пройдет месяц-другой, ребенок привыкнет, и гимнастика станет его любимым занятием.

Нельзя лениться учить своего кроху чему-то новому. Развитие ребенка в год очень важно! Каждый месяц необходимо вводить новые занятия, давать малышу полезные знания, обучать нужным навыкам. Эта работа быстро принесет плоды, и малыш будет давать все больше и больше поводов для гордости.

Годовалых малышей надолго увлечь сложно. И поэтому мне, честно говоря, трудновато играть с племянницей. Мой-то Степка уже большой, и я забыл, как и во что с ним играл. Но теперь с племяшкой Светкой пришлось вспомнить все игры для детей и даже придумать что-то новенькое. В общем, вот во что мы сейчас играем:

Большое-маленькое

Нужно встать рядом с малышом, поднять руки наверх и сказать:

“Вот какие мы большие. Большие-пребольшие” и потянуться ручками наверх.

Потом присесть на корточки и сказать:

“А теперь мы маленькие. Совсем маленькие”.

Игру можно повторять несколько раз: “Большие... Маленькие...”

Темп можно постепенно увеличивать.

Повторяй за мной

В этом возрасте малыши очень любят подражать. Цель игры - чтобы малыш подражал вашим движениям. Но, чтобы малыш понял, что он должен делать, сначала начните подражать движениям крохи. А потом постепенно он подключится к игре и тогда вы можете устанавливать свои правила.

Начинайте с простых движений: помахать ручкой или похлопать в ладоши. Хлопайте, топайте, прыгайте...

Между прочим, это не просто развлечение, а очень полезный навык. Постепенно переключайте малыша на полезные занятия: вытереть пыль, собрать со стола крошки. И пусть поначалу у него не очень получается, ведь все дело в практике.

Зайка и собачка

В разных частях комнаты нужно рассадить две игрушки – в одном углу зайку, в другом собачку.

Вставайте вместе с малышом посредине комнаты и говорите: “Бежим к зайке”. Как только добежите до зайки, говорите: “Бежим к собачке”.

Потом игру можно будет усложнить. Например, посадить в других углах комнаты другие игрушки и бегать от одной к другой. Ну и совсем высший пилотаж (это, конечно, когда малыш немного подрастет и научиться различать цвета), посадить разноцветных заек или собачек и бегать от синей к белой, от красной к желтой...

Ползун

Взрослый вместе с малышом встает на четвереньки и громко говорит:

  • Я ползун, - начинает ползти, догоняя ребенка.

Потом можно поменяться ролями и малыш будет ползти за взрослым, а тот уползать. Конечно же, не надо двигаться быстро, чтобы малышу было интересно, он обязательно должен догнать взрослого.

Одинаковые движения

В этой игре для детей принимают участие малыш и его любимая игрушка (за которую, естественно, говорит взрослый).

Сначала спрашивайте:

  • Где у куклы (мишки) головка?
  • А где носик?
  • Где ножки?

И каждый раз одновременно показывайте на головку, носик, ножки малыша.

Почешите сначала кукле за ушком, а потом малышу за ушком, пощекочите сначала у куклы животик, потом у малыша животик – это развеселит кроху.

Пусть кукла умывает личико, чистит зубы, причесывается... а малыш повторяет. Такие упражнения развивают повседневные навыки, что в будущем очень поможет малышу.

Покоритель вершин

Из подушек нужно соорудить пирамиду. Лучше всего ее возводить на разобранном диване или в крайнем случае на ковре (но не на полу).

Сначала сделайте маленькую пирамидку, пусть малыш на нее заберется. Потом положите еще подушку и так постепенно увеличивайте высоту пирамиды. Помогайте малышу, если ему самому сложно и обязательно хвалите, когда он покорит вершину.

Один плюс один

Малыш еще не умеет считать, но вполне может усвоить основные понятия. Например, смысл слова “два” или “пара”. Поможет ему в этом простая игра для детей. Раскидайте на полу носочки, ботиночки, варежки. В общем, любые парные вещи малыша.

Покажите ему, какие предметы образуют пару и все время подчеркивайте:

"Вот два носка. А вот две варежки..."

Собирайте вместе с малышом пары вещей. Пусть поначалу малыш будет только наблюдать, но со временем он поймет, что к чему, и тоже подключится к поиску.

Светло-темно

Игра проходит у выключателя бра, торшера, люстры, настольной лампы… в общем, любого осветительного прибора. Сначала показывает взрослый. Нажимает на клавишу (или дергает за шнурочек), свет включается и говорит:

  • Светло!

Произносить эти слова нужно весело и при этом улыбаться.

Потом свет снова нажать на клавишу, свет выключить и сказать:

  • Темно...

А эти слова можно произнести шепотом, с немного устрашающей интонацией.

Потом пусть малыш нажимает на клавишу, а взрослый продолжает комментировать. Казалось бы, банальная игра для детей, а малышам очень нравится.